Стр. 233 - 2

Упрощенная HTML-версия

233
принятием Русью христианства, образованием русского государства и реформами Петра.
Глобальная трансформация культуры стала неотъемлемой частью изменений в политической и
социальной сферах.
После победы Октябрьской революции В.И. Ленин выдвинул широкую программу
культурных преобразований. 1923 году в статье «О кооперации» он впервые ввёл в теорию
коммунизма понятие
«культурная революция».
По мысли Ленина, культурная революция, а
другими словами,
кавалеристская атака в сфере культуры
, позволит за одно-два десятилетия
достигнуть культурного уровня цивилизованных стран Европы. Ленинскому подходу были
свойственны противоречивость и двойственность стандартов. Стремясь устранить культурную
отсталость, Ленин декламировал важность использования прогрессивного зарубежного опыта,
но практическое осуществление этого лозунга противоречило классовой теории двух культур.
Заявляя о необходимости «освобождения творчества культуры», о «свободе и правах
107
человека» , Ленин в то же время подчёркивал необходимость партийного диктата в духовной
сфере. Главная цель партийного влияния на культуру, по Ленину, в
обеспечении торжества
«миросозерцания» марксизма и превращении мировоззрения пролетариата в общенародную
идеологиюш .
Стремление искусственно сломить вековые
традиции вело к раздвоению
культурного пространства. Одной из сфер, развитие которой ярко отразило двойственность
развития советской культуры, явилась
сфера образования и науки.
Сразу после революции
партия большевиков и советское правительство берут под контроль развитие системы
образования.
В конце 1917—начале 1918 г. были приняты декреты об отделении церкви от
государства и школы от церкви.
Руководство народным просвещением декретом ВЦИК и СНК
РСФСР было возложено на Государственную комиссию по просвещению во главе с А. В.
Луначарским.
Школа стала мощным идеологическим оружием
в руках большевистского
государства. Кардинальному изменению подверглись учебные программы, из которых были
исключены не только дисциплины, прямо противоречащие характеру установившегося
политического режима (такие как Закон Божий), но и философия, история, на волне
революционного максимализма также отнесенные к «пережиткам». Вместо них были введены
предметы, призванные сформировать марксистское (скорее даже большевистское)
мировоззрение у широких масс учащейся молодежи: исторический материализм, экономическая
политика диктатуры пролетариата и пр.
Главным достижением молодого советского государства явилось
создание системы
по-настоящему всеобщего начального образования.
Впервые в послереволюционные годы
издаются декреты об обязательном обучении грамоте. Несмотря на тяжелое материальное,
положение повсеместно создаются школы. В 1923 г. было организовано добровольное общество
«Долой неграмотность!». Развернулось всенародное движение за ликвидацию безграмотности.
Результатом масштабной деятельности по обучению грамоте не только детей, но и взрослых
явилось возрастание доли грамотных среди населения России. По переписи 1926 г. число
грамотного населения в РСФСР увеличилось в два раза и составило 51 процент.
107 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.45. С.320.
108 Там же. Т.41. С.462.