Стр. 227 - 2

Упрощенная HTML-версия

227
количество пьес отечественных авторов (А. Н. Островского, А. В. Сухово-Кобылина, А. П.
Чехова, А. М. Горького), открываются новые театры, в том числе и в провинции.
Важным этапом в развитии русского сценического искусства было создание в 1898
г.
Московского Художественно-Общедоступного театра
(МХТ, ныне Академический -
МХАТ). Главной особенностью МХТ были демократизм и новаторство. Само название театра -
Художественно-Общедоступный - являлось его программой. Создателями театра были К. С.
Станиславский и В. И. Немирович-Данченко. Их целью было создание театра разумного,
нравственного и в то же время современного и общедоступного, то есть предназначенного не
только для избранных театралов. Также, Станиславский поставил задачу, освободить театр от
штампов и рутины. В рамках МХТ была осуществлена реформа всех аспектов театрального
искусства: репертуара, режиссуры, актёрского мастерства.
Константин Сергеевич Станиславский много лет посвятил созданию системы
подготовки актёра, которая в его честь получила название «система Станиславского». Ключевые
положения данной системы Константин Сергеевич изложил в своих книгах «Работа актёра над
собой» и «Работа актёра над ролью». Эти книги стали настольными для многих поколений
мастеров сцены не только в России, но и за рубежом. Станиславский стремился добиться от
актёра максимального реализма, чтобы актёр влезал в шкуру своего героя. Он разработал
систему приёмов, позволявших актёрам вживаться в роль. Великий режиссёр утверждал, что
актёр должен не имитировать, а реально жить жизнью своего героя.
До Станиславского в театральном искусстве не было понятия актёрский ансамбль. В
спектаклях обычно выделялся один актёр или пара актёров, исполнявших главную роль. Заслуга
Константина Сергеевича в том, что он формировал актёрский ансамбль, где каждый понимал
своё место и задачу в общем деле.
14 октября 1898 года театр впервые выступил перед московской публикой со
спектаклем «Царь Фёдор Иоанович» А.К.Толстого. Накануне постановки Станиславский
постоянно внушал актёрам: «Главное сделать так, чтобы этому поверили»101. По словам П.
Милюкова, постановка произвела впечатление «большой новинки», даже переворота в
театральном искусстве, который заключался в новизне сценических средств, при сохранении
прежних реалистических традиций в содержании102. В отзывах критиков на постановку без
конца повторялось: «правда жизни», «настоящая жизнь».
Художественный театр открыл для России Чехова-драматурга. Первой была
поставлена его пьеса «Чайка». Затем последовали и другие пьесы: «Вишнёвый сад», «Три
сестры», «Дядя Ваня».
Достаточно быстро Художественный театр стал ведущим театром страны. В нём
работали многие замечательные русские актёры: Иван Москвин, Ольга Книппер-Чехова,
Василий Качалов, Всеволод Мейерхольд. На сцене МХТ шли пьесы Чехова, Горького, Ибсена,
Метерлинка, Островского и др.
В 1904 году в Петербурге был открыт театр В.Ф. Комиссаржевской. Основой
репертуара этого театра стали пьесы А.П. Чехова, М. Горького, Г. Ибсена. Увлёкшись идеями
101 Цит по: Рябцев Ю.С. Указ. соч. С.87.
102 Цит. по: Галин С.А. Отечественная культура XX века. С.64.