Стр. 228 - 2

Упрощенная HTML-версия

228
символистского театра, Комиссаржевская пригласила в театр в качестве режиссёра В.
Мейерхольда. Он стремился принципы натуралистического театра заменить принципами театра
условного. В духе символизма Мейерхольд сделал постановки «Сестра Беатрисы» Метерлинка и
«Балаганчик» Блока. Только эти постановки оказались успешными. В целом широкая публика
не понимала театрального символизма. Даже сама Комиссаржевская не выдержала и в 1908 году
рассталась с Мейерхольдом, а театр, не принятый публикой, закрылся.
В декабре 1914 года реформатор сцены, режиссёр А.Я. Таиров(1885-1950)
организовал в Москве свой Камерный театр. Он хотел осуществить идею синтетического театра,
соединяющего в себе натуралистический и символический театр. У первого Таиров заимствовал
самостоятельность, а у второго - идею лицедейства актёра, которое не должно иметь ничего
общего с действительностью и реальными эмоциями.
В творчестве Таирова динамизм футуристов достиг своего апогея. Со сцены была
изгнана старая декоративность. В театре Таирова впервые стали использоваться «постройки» в
пространстве: площадки, имеющие визуально изломанную линию и наклон под разными углами.
Такое устройство сцены позволяло артистам исполнять акробатические номера, усиливая
динамичность постановки. Такие предметы на сцене как скамейка, стул и т.п. превращались в
снаряды для актёрской «гимнастики». Таиров вольно обращался с авторским текстом, ставя во
главу угла непрерывное движение актёров.
В конце XIX в. в русскую культуру входит
кино.
"Движущаяся фотография" братьев
Люмьер появилась в России уже на следующий год после изобретения. Первые киносеансы в
Москве и Петербурге состоялись в 1896 г. В 1908 г. была выпущена первая русская игровая
картина
«Стенька Разин».
Её режиссёром был петербургский фотограф Дранков. Фильм
представлял собой киноиллюстрацию к популярной русской народной песне «Из-за острова на
стрежень».
Фильмы тех лет значительно отличались от современных. В среднем они длились
10 — 12 минут. Для их изготовления требовалось 200 —300 метров плёнки. Изображение было
чёрно-белым, нечётким, картинки двигались неестественно, а звука не было. Очень скоро кино
стало бизнесом.
Одним из самых крупных кинопромышленников начала XX был
Александр
Алексеевич Ханжонков.
Он первый среди русских кинопромышленников занялся
производством научно-популярных, документальных и мультипликационных фильмов. В
Москве Александр Алексеевич построил одну из лучших в стране кинофабрик и открыл
несколько кинотеатров, в том числе «Художественный». За свои заслуги в деле развития
русского кинематографа Ханжонков первый из представителей отечественного кино получил
награду от правительства - орден Святого Станислава 2-й степени. В 1911 году он снял первый
полнометражный фильм, «Оборона Севастополя», который длился 1 час 40 минут. Этот фильм
по своей сложности представлял собой исключение из правил. Обычно сценарии первых
фильмов умещались на одной-двух страницах. Съёмочных павильонов не было. Сцены фильма
снимали, где придётся. Декорациями служили изображения на холстах. Съёмки вели всегда с
одной точки. На репетиции время не тратили: во время съёмок режиссёр громко подсказывал
актёрам, что следует делать.
Но и здесь были свои тонкости. Так как качество изображения было низким,
большое значение придавалось гриму. Немые фильмы требовали от актёров выразительной
мимики и жестикуляции, а также непрерывного движения в кадре. Со временем в кино
появились настоящие мастера своего дела, профессионалы: актёры, режиссёры, операторы и
продюсеры.
Самой яркой звездой дореволюционного отечественного кинематографа была
Вера Васильевна Холодная
(1893-1919). Самым успешным актёром -
Иван Мозжухин.
Одним