Стр. 226 - 2

Упрощенная HTML-версия

226
Замечательным памятником северного модерна является особняк балерины
Кшесинской, спроектированный петербургским архитектором Александром Ивановичем фон
Гогеном. Здание особняка отличается живописностью композиции. Его фасады отделаны
красным и серым гранитом, синей майоликовой плиткой. Декоративные мотивы модерна
сочетаются здесь с элементами других стилей, что особенно отчётливо прослеживается в
интерьере. По желанию Кшесинской гостиная была оформлена в стиле ампир, другая комната -
в духе Людовика XVI, остальные - в стиле модерн. Из-за внушительных размеров и богатого
убранства особняк балерины часто называют дворцом.
Мастера модерна зачастую творчески перерабатывали стили прошлых эпох: готику,
классицизм, ампир, придавая им черты модерна. Сочетание приёмов модерна с
Архитектурными традициями Древней Руси породило стилизаторское течение внутри модерна,
так называемый
неорусский стиль
или
неоромантизм
начала XX века. Образцами этого стиля
являются здания Третьяковской галереи (1901-1906) В.М. Васнецова, Ярославского вокзала в
Москве(1903-1904) Ф.О.Шехтеля и Казанского вокзала(1913-1926) в Москве А.В. Щусева. В
архитектуре Ярославского вокзала Шехтель широко использовал элементы средневекового
русского зодчества: башни по бокам здания напоминают кремлёвские, а фасады украшают
майоликовые панно в духе старинных изразцов.
Неоклассицизм
формируется в 1900-х годах. Неоклассицизм был сугубо русским
явлением, в западной архитектуре он не имел места. Лидерами неоклассицизма были
И. Фомин,
В. Щуко, А. Таманян, И. Жолтовский.
Неоклассицизм являл собой разновидность
ретроспективизма, хотя и в его высшей, облагороженной форме.Это направление ставило своей
целью возродить традиции русского классицизма второй половины XVIII и первой трети XIX
века, связанных с деятельностью Н. Казакова и А. Воронихина, А. Захарова и К. Росси, В.
Стасова, Д. Жилярди и других зодчих. Мастера неоклассицизма создали много выдающихся
сооружений, отличающихся гармоничностью композиции, изысканностью превосходно
отработанных деталей. Особенно значительно произведение Фомина: дом Половцева на
Каменном острове и особняк Абамелек-Лазарева на набережной Мойки в Ленинграде.
Совершенно новых подходов к архитектуре требовало строительство сооружений,
необходимость в которых возникла в связи с развитием промышленности: фабричные и
заводские помещения, вокзалы, магазины и пр. Важным явлением в архитектуре II половины
XIX в.
было появление нового типа зданий - так называемых доходных домов, т. е.
многоквартирных, как правило, многоэтажных жилых построек, предназначенных для сдачи
квартир в наем. Большое влияние на творчество архитекторов оказала возможность
использования новых инженерных средств: металлических конструкций и железобетона,
позволявших перекрывать без дополнительных подпорок большие площади, смелее
моделировать распределение архитектурных масс и т. д.
ТЕАТР И КИНЕМАТОГРАФ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ
Больших высот во II половине XIX-начале ХХ в. достигло русское театральное
искусство. В его развитии произошли существенные изменения: в репертуаре увеличивается