Стр. 225 - 2

Упрощенная HTML-версия

225
в виде стрельчатой арки. Изящная гостиная оформлена в духе рококо: стены украшает золочёная
резьба и похожие на старинные шпалеры картины-панно, выполненные художником Богаевским.
Благородную красоту Белого зала, навеянную стилем классицизм, подчёркивают колонны и
пилястры.
Также, Шехтель спроектировал здание Художественного театра. Его фасад скромен,
но всё равно здесь прослеживаются черты модерна. Например, в рисунке дверных ручек и
фонарей. Над входом располагается скульптурная композиция «Волна», выполненная
скульптором Анной Голубкиной. В композиции изображена летящая над волной чайка, которая
после постановки одноимённой чеховской пьесы стала символом Художественного театра.
К великолепным памятникам русского модерна по праву можно отнести
построенный Шехтелем особняк богатого московского купца Степана Рябушинского(1902 г.).
Здание имеет живописную композицию, составленную из разных по величине кубических
объёмов. Причём это характерная черта модерна, когда план здания растёт изнутри наружу, а
не наоборот. Фасады особняка богато декорированы. По верху стены тянется мозаичное панно с
изображением цветов ириса - излюбленная тема стиля модерн. Разнообразны по форме окна и
причудлив рисунок оконных переплётов. Главный вход в особняк украшает крыльцо необычной
формы.
Особое внимание Шехтель уделил отделке интерьера. Центральное место в особняке
занимает изумительная по красоте парадная лестница. Как уже отмечалось, модерн тяготеет к
текучести линий и плоскостей. Так, упомянутая лестница напоминает волну. А установленный
при входе светильник имеет форму медузы. Двери комнат украшены изящной резьбой, потолки
- росписями и лепниной. В некоторых комнатах установлены витражи. Повсюду в декоре
господствуют мотивы живой природы.
Стиль модерн наделяет изысканной красотой даже самые утилитарные предметы.
Бронзовые дверные ручки, изготовленные по эскизу Шехтеля, напоминают бабочек. Идеология
модерна исходит из того, что окружающая человека красота побуждает его быть лучше,
соответствовать этой красоте и внешне, и внутренне.
Во всём Фёдор Шехтель демонстрирует редкую фантазию. Колонну на лестничной
площадке второго этажа здания он украсил капителью в виде полуфантастических животных и
растений. Талант Фёдора Шехтеля получил признание не только в России, но и за рубежом. Он
был избран почётным членом Общества британских архитекторов, а также архитектурных
обществ Парижа, Берлина, Рима, Вены, Глазго и Мюнхена.
Ещё раз отметим, что Шехтель был представителем московского модерна.
Петербургский модерн значительно отличается от московского. На петербургский модерн
значительное влияние оказала скандинавская архитектура. Северный модерн суров и менее
красочен. Петербурские мастера модерна преимущественно использовали грубый природный
камень, чаще всего серый гранит, который хорошо гармонирует с бледным северным небом.
Если московский модерн формировался на основе традиций русского средневековья, то
петербургский впитал в себя черты классицизма и ампира, которые в большой степени
определяли лицо имперской столицы.
Ярким представителем петербургского модерна был архитектор Фёдор Лидваль.
Швед по национальности, он родился в Петербурге, там же учился в Академии художеств.
Неподалеку от Дворцовой площади Лидваль построил здание Азовско-Донского банка. Это
образец северного модерна. Фасад здания отделан серым гранитом. Центральная часть дома
украшена колоннами. На стенах - барельефы: человеческие фигуры в античных одеждах.
Напоминает ампир, но всё-таки не ампир, это - стилизация, свойственная модерну.