222
художественных объединений и манифестов: «Ослиный хвост», «Пощёчина общественному
вкусу». Русские авангардисты искренне верили в своё искусство и неустанно пропагандировали
его. Делали они это не только на выставках, но и с помощью статей, брошюр, разного рода
программных заявлений и манифестов. Авангардизм - яркое явление русской культуры XX века,
во многом определившее её развитие.
Футуризм в русской живописи породил
кубофутуризм
- соединение концепции
футуризма и кубизма. Отцом
кубизма
был Пикассо. Именно он первый начал изображать
предметы посредством комбинации геометрических фигур. Кубофутуристы, желая передать
движение, совмещали разновременные и разнопространственные моменты в одном
изображении. Этот способ не нов в искусстве и встречается в иконописи. Примером его
использования может служить картина Малевича «Дама на трамвайной остановке». На первый
взгляд картина кажется беспорядочным нагромождением предметов. Здесь и табло с номерами
трамваев, и вывеска с бутылкой, и голова мужчины в шляпе. Но именно так можно увидеть мир
из окна движущегося трамвая.
Абстракционизм
- беспредметная живопись. Главная её особенность в том, что
среди других направлений авангардизма она дальше всех продвинулась в отрицании традиций.
До абстракционизма художники воспроизводили узнаваемые предметы окружающего мира.
Абстракционисты же освободили живопись от изобразительного начала, которое, по их мнению,
сковывает полёт творчества. Они хотели уподобить живопись музыке, которая непосредственно
воздействует на эмоции человека, вызывая самые разнообразные ассоциации. С помощью
различных художественных элементов (цвета, линии, ритм и т.п.) абстракционисты создавали
ничего не изображавшие картины. В своих картинах они прежде сего стремились передать
настроение, темперамент, фантазию.
Создателем
абстрактного искусства
в России стал Василий Кандинский. Первые
его абстрактные картины появились в 1910 году. Кандинский утверждал, что произведение
искусства возникает так, «как возник космос» - через хаос и катастрофы, в результате которых
рождается «музыка сфер». Поэтому многие работы Кандинского вызывают ассоциации с
космосом и Вселенной.
Они полны неясных, фантастических образов, находящихся в
хаотическом движении. В зависимости от того, как далеко оказывались его произведения от
первоначального впечатления, полученного из «внешней природы», он называл их
«импрессиями», «импровизациями» или «композициями». «Композиция», по Кандинскому,
высшая форма проявления творческого начала. Лучшими из композиций Кандинского
считаются «Композиция VI» и «VII», написанные в 1913 году. Сюжет в этих картинах
отсутствует, но есть содержание: взаимодействие цветовых пятен и линий выражает
напряжённость человеческого духа и фантазии.
Абстракционизм нашёл в России немало поклонников. В этом стиле пробовали
работать многие художники: Михаил Ларионов, Наталия Гончарова, Владимир Татлин, Любовь
Попова.
Супрематизм
- художественное направление, которое довело идею беспредметной
абстрактной живописи до логического завершения. Основатель супрематизма - Казимир
Малевич. В картинах Малевича гармония достигается сочетанием простых геометрических форм
(цветных прямоугольников, треугольников, прямых линий). Программное произведение К. С.
Малевича -
«Черный квадрат»
(1913 г.) - идейный манифест супрематизма. Это прорыв в
беспредметность. Всё, что раньше составляло сущность живописи: сюжет, форма, цвет - сведено
к нулю. По этому поводу Малевич писал следующее: «Я уничтожил кольцо горизонта, и вышел
из круга вещей, с кольца горизонта, в котором заключены художник и формы натуры . Я
преобразился в нуле форм и вышел за нуль к творчеству, т.е. Супрематизму, к новому