Стр. 221 - 2

Упрощенная HTML-версия

221
Последние годы жизни Врубеля были омрачнены душевным недугом и слепотой,
что усилило трагическую ноту в его произведениях.
Образы на картинах Врубеля - это символы, не укладывающиеся в рамки старых
представлений. В поисках истины и красоты он осмысливал действительность не бытовыми
категориями, а понятиями вечности. Его мечта о красоте, которую трудно найти в безысходно
противоречивом мире, переносит нас в иные измерения. Однако и там обнаруживается трагизм,
выражающий мироощущение людей того времени. В творчестве Михаила Александровича
фантазия соединена с реальностью. Сюжеты некоторых его картин откровенно фантастичны. Его
нереальные герои словно созданы могучей волей мифа. Даже природу художник наделял
способностью чувствовать и думать, а переживания людей безмерно усиливал. Врубель смог
добиться эффекта, когда краски на его холстах сияли внутренним светом.
Также, одним из основоположников русского символизма в живописи принято
считать
В. Э. Борисова-Мусатова
(1870 — 1905). Его произведения, сочетали в себе тоску по
уходящему в прошлое миру дворянских усадеб, старых парков, тихому течению жизни и
предчувствие катастрофы. Творчество художника - это реквием, посвящённый старой России.
Среди его работ отметим «Водоём»(1902), «Призраки»(1903), «Куст орешника»(1905).
Ещё одно направление модернизма - это
импрессионизм.
«Impression», в переводе
с французского, означает впечатление. Импрессионисты стремятся в своих работах естественно
и непредвзято передать своё мимолётное впечатление, запечатлев реальный мир в его
изменчивости. Импрессионизм как самостоятельное течение не получил большого развития в
России. Но такие его черты, как обилие света и воздуха присутствуют в работах многих русских
художников.
Приёмы
импрессионистов
в
своих
пейзажах
использовал
Николай
Константинович Рерих.
Эта особенность его творчества проявилась после поездки в 1900году
в Париж и Венецию. Рерих вошёл в историю живописи как мастер красок и стилизации. В
полных таинственности работах художника люди обретают схожесть с явлениями природы, а
облака и камни похожи на людей. Картины Рериха открывают перед зрителем прелестную
загадочность скал и озёр Финляндии, индийских городов, Гималаев и Тибета.
Самым ярким представителем русского импрессионизма был
Константин
Алексеевич Коровин.
Он первый показал парижанам русский импрессионизм, приложив свою
руку к декорированию русского павильона на Парижской всемирной выставке в 1990году.
Коровин писал и портреты, и натюрморты, но любимым жанром этого блестящего колориста
был пейзаж. Его французские пейзажи, объединённые названием «Парижские огни»,
напоминают пейзажи импрессионистов Моне и Мане, Писсарро. Однако Коровин
эмоциональней и импульсивней, его работы - это буйство красок.
Начало ХХ века -
время развития и становления русского
авангардизма
,
представленного огромным количеством самых разнообразных течений и направлений:
кубизм
,
супрематизм, кубофутуризм, абстракционизм, аналитическое искусство, примитивизм
и
т. п. Некоторые исследователи полагают, что психологическая атмосфера после революции 1905
— 1907 гг. вызвала в среде художников недоверие к жизни, к натуре, что способствовало
усилению авангардистского направления в живописи. Для авангардизма характерно полное
отрицание опыта традиционного искусства. Уже в конце XIX в. многие художники начали
поиски нетрадиционных форм, но до начала 1900-х гг. они не были столь радикальными. Если
художники русского модернизма искали в прошлом источники истинной красоты и
вдохновения, то авангардизм решительно порывал с ним. Новое направление осознавало себя
находящимся на переднем крае развития искусства - авангардом. Для художественных акций
русских авангардистов был характерен эпатаж. Отсюда необычные названия многих