Стр. 223 - 2

Упрощенная HTML-версия

223
живописному реализму - беспредметному творчеству»98. Таким образом, Малевич создал не
просто картину, а один из символов нового искусства.
Многие супрематические работы Малевича представляют собой абстрактные
композиции, состоящие из простых геометрических фигур. Цветные прямоугольники,
треугольники и квадраты парят у художника в невесомости бескрайнего пространства, где нет
линии горизонта и отсутствует понятие верха и низа. Малевич был нетолько практиком, но и
теоретиком супрематизма. Ему принадлежит обширное литературное наследие -
многочисленные статьи и исследования, касающиеся основных положений супрематизма.
Оригинальным направлением в русской живописи десятых годов XX века являлось
аналитическое искусство
. Его создатель - петербургский художник
Павел Филонов
. В одной
из своих теоретических работ Филонов отмечал: «Не так интересны штаны, сапоги, пиджак или
лицо человека как интересно явление мышления с его процессами в голове этого человека или
то, как бьётся кровь в его шее через щитовидную железу, и притом таким порядком, что этот
человек неизбежно будет либо умным, либо идиотом»99.
Филонов утверждал, что у художника два вида зрения: «глаз видящий» и «глаз
знающий». «Глаз видящий» воспринимает лишь внешнюю форму предметов, а «глаз знающий»
улавливает скрытое внутреннее движение атомов. Согласно Филонову, художник должен
уподобиться учёному и отображать не только внешнюю форму, но и внутреннюю жизнь
объектов, их устройство. В этом суть аналитического искусства, для которого на первом месте
умение художника анализировать.
Филонов провозгласил «принцип сделанности». Он призывал художников: «Упорно
и точно рисуй каждый атом. Упорно и точно вводи прорабатываемый цвет в каждый атом, чтобы
он туда вьедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе
клетчатка цветка с цветом»100. Произведение живописи, по мысли художника должно расти так,
как растёт всё живое в природе. Филонов писал свои картины маленькой кистью, так как каждое
прикосновение к холсту «единица действия». В произведениях мастера сложные композиции
складываются из мелкой мозаики цветных атомов. Кисти Филонова принадлежат работы
«Формула пролетариата», «Пир королей», «Крестьянская семья» и другие.
МОДЕРН В РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ
Важной вехой в развитии архитектуры начала ХХ века стал
модерн.
После долгого
господства эклектики и стилизаторства «под старину» модерн вновь повернул архитектуру в
направлении поступательного развития, к поиску новых форм. Модерн проникает в русскую
архитектуру с Запада, первые его проявления относятся к последнему десятилетию XIX века.
Модерн в России принципиально не отличался от западного.
98 Цит по: Рябцев Ю.С. История русской культуры. XX в.: Учеб. пособие. М.,2004. С.81.
99 Цит по: Рябцев Ю.С. История русской культуры. XX в.: Учеб. пособие. М.,2004. С.83.
100 Цит по: Рябцев Ю.С. Указ. соч. С.85.