Стр. 22 - 2

Упрощенная HTML-версия

22
языческим сознанием, и было вынуждено приспосабливаться к нему. Сложилась
ситуация
двоеверия
, при котором элементы язычества переплелись с элементами христианства. В результате,
преследовавшееся церковью «идолопоклонство» сохранилось в виде почитания икон. В культе
«святых мест» и «:явленных»икон проглядывают следы языческого почитания объектов природы.
Уступкой многобожию стал культ святых, принявших функции богов-покровителей.Так, образ Ильи
Пророка слился с образом Перуна-громовержца, а святые Модест, Власий, Георгий стали
покровителями скота вместо бога Велеса. Христианские праздники приурочивались к праздникам
языческого аграрного календаря. Таким образом, под влиянием местных традиций христианство
существенно трансформировалось и приняло формальный, невежественный, синтезированный с
языческой мистикой и практикой характер. Философ Н.Бердяев назвал это «православием без
христианства».
Новая вера в целом оказала прогрессивное влияние на мировоззрение народных масс,
содействовала государственному единству всех русских земель и укреплению международного
авторитета, привела к расширению культурных связей Руси и приобщению её к культуре
христианского мира. Церковь способствовала развитию русской культуры: письменности, грамоты,
книжности, культовому зодчеству, иконописанию, духовному песнопению. Она повлияла на
улучшение нравственности в русском обществе: боролась против многоженства, покупки жён,
жестокости над жёнами и детьми, грубых форм рабства, ритуальных убийств и человеческих
жертвоприношений. Если язычество не выделяло человека из мира природы, то христианство
позволяло осознать наличие особого человеческого мира культуры. Хотя при этом сфера культуры
сливалась с религиозным культом. Все виды искусства были подчинены установленным церковью
ритуально-обрядовым, текстологическим и иконографическим канонам. За короткое время после
принятия христианства культура Древней Руси достигла своего расцвета, особенно при Ярославе
Мудром. Киев стал одним из крупнейших городов Европы. Возникло множество других культурных
центров. Но в то же время церковь тормозила развитие светской культуры, научных знаний,
народного творчества.
Православие повлияло на формирование русского архетипа. В нём земное существование
человека рассматривалось как эпизод на пороге вечной жизни и не представляло самоценности.
Основная задача жизни человека - подготовка к смерти, которая представлялась как начало
вечности.
Смысл земного существования
- духовное стремление к смирению и благочестию,
ощущение собственной греховности и аскетизм. Отсюда в народном сознании закреплялось
пренебрежение к земным благам, отношение к труду как способу самоуничижения и
самодисциплины, но не как к средству созидания.
Социолог М. Вебер, в исследовании «Протестантская этика и дух капитализма» выявил
взаимосвязь экономических успехов стран Запада с распространенной там протестантской этикой.
Протестантский идеал христианства учит: «молись и работай» и через работу обретёшь спасение
души. Однако православная Русь восприняла в христианстве другой аспект:
стремление следовать
за Христом в его унижениях и страданиях.
Первые русские святые князья Борис и Глеб, убитые
своим братом, не совершают никаких героических подвигов во имя веры. Они были канонизированы
за вольное, жертвенное страдание, непротивление злу. Как отмечал Федотов, «Бедность, простота,
унижение, страдание - вот основной тип русского святого, который мы узнаем впоследствии в
истории русской интеллигенции»5.
В православии слабее, чем в западном христианстве выражена идея прогресса.
Во
времена Киевской Руси это ещё не имело большого значения. Но по мере ускорения темпов развития
в европейских странах, ориентация православия на другие ценности стала заметной. Европейская
установка на преобразующую деятельность была достаточно сильна на первых этапах истории Руси,
но она была трансформирована православием. Русское православие ориентировало человека на
духовные преобразования, на самосовершенствование в смысле приближения к христианскому
идеалу. Это
способствовало развитию духовности
, но не стимулировало экономическое и
Федотов Г. «Судьба нашей духовной культуры» //Диалог. 1991. №18 .С.41.
5