Стр. 21 - 2

Упрощенная HTML-версия

21
Большинство исследователей в целом крайне негативно оценивают характер этого воздействия.
Они отмечают, что монголы угоняли в рабство искусных мастеров, беспощадно грабили и убивали
русских. Упал уровень ремесленного производства - основы материальной культуры. Были забыты
многие технические приёмы и навыки, некоторые виды ремесла вообще исчезли. Из 74 городов XII
— XIII веков, исследованных археологами, 49 были разорены. Погибло огромное количество
памятников зодчества, живописи, письменности. Резко упал уровень грамотности. На протяжении
250 лет своего господства ордынцы периодически устраивали карательные экспедиции по русской
земле. Но гораздо большие последствия имело утверждение холопской психологии как в народе, так
и среди князей. Типичный раб, унижаясь, сам мечтает унижать. Так и русские князья: в погоне за
ярлыком на великое княжение безмерно унижались и угодничали в ставке ханов, но в общении со
своими подданными превращались в жестоких деспотов. И народ утратил былую гордость, став
безъинициативным и бесчувственным к любым унижениям и обидам. Пришло в упадок народное
самоуправление в городах - смолкли вечевые колокола. Произошло общее огрубление и
ужесточение нравов, заметно снизилась правовая культура, возрос уровень преступности. Если
ранее для регулирования правонарушений было достаточно денежных штрафов, то теперь вводились
телесные наказания, пытки, клеймение воров и смертная казнь - типичные для культуры монголов.
Взаимодействие с другими народами и культурами продолжалось и в последующие времена,
особенно ярко в ХУШ в. (европеизация русской культуры) и в конце ХХ в. (влияние американо­
европейской культуры). Наша культура относится к числу открытых культур, легко
воспринимающих влияния извне, хотя они не всегда идут нам на пользу. По выражению Н.Бердяева,
«Россия - мировой цивилизации водоворот». Это придаёт нашей культуре
маргинальный характер,
а также привносит
вариативность,
т.е. создаёт ситуацию выбора исторического пути. Русская
культура имеет достаточно сил, чтобы творчески усваивать и перерабатывать в национальном духе
всё привнесённое, сохранять свою самобытность и использовать прогрессивный мировой опыт для
дальнейшего развития.
Маргинальное состояние, то есть неопределенность, вело к попытке оценивать себя как
культуру со своей неповторимой исторической судьбой, - миссией.
Мессианство
стало
характерной чертой русской культуры. Вера в особую миссию влекла культуру к грандиозным
формам самовыражения,
монументализму
. Примерами могут служить величественные многоглавые
храмы Древней Руси или громадные проекты и стройки эпохи социализма. Так, в 30-е годы был
создан специальный научный институт для детальной проработки проекта Дворца Советов, который
собирались воздвигнуть на месте взорванного храма Христа Спасителя. Это должна была быть
колоссальная ступенчатая башня высотой 400 метров, богато декорированная колонами и статуями, с
почти сто метровой фигурой Ленина наверху - настоящий гимн сталинскому социализму, которому,
однако, так и не довелось прозвучать.Через 20 лет работы институт был закрыт Н.С.Хрущевым, как
и проект в целом. .
Значительное влияние на формирование русской культуры оказал
конфессиональный
фактор.
В 988 году языческая Русь приняла крещение от Византии, которая была в расцвете своего
государственного могущества.
Православие
рассматривалось византийскими императорами как
духовная опора государства. И киевские князья, не имея под рукой мощного военно­
бюрократического аппарата или других инструментов централизации, для укрепления своей власти
охотно использовали институт церкви. В результате государство взяло на себя церковные задачи, а
церковь, став орудием централизации государства, занялась созданием идейных основ
самодержавия. Установилась
тесная связь церкви и государства, причём зачастую в ущерб
духовно-нравственным функциям института церкви. С обществом православие было связано в
меньшей степени, что объясняет большое количество атеистов-интеллигентов, появившихся
в результате усиления светских начал в культуре ХУШ века.
Более того, от Византии мы быстро
усвоили и даже развили внешнюю, эстетическую,
обрядовую сторону православия
, не вникая в тонкости философии христианства. Были достигнуты
большие высоты в архитектуре и иконописи, но даже у священников часто не было глубокого
понимания всех церковных догматов. Крещение Руси проводилось «сверху», часто с применением
насилия. Сторонники язычества оказывали сопротивление, так как старая вера ещё очень сильна,
особенно среди простого народа. Христианство на Руси так и не одержало полной победы над