Стр. 219 - 2

Упрощенная HTML-версия

219
голуборозовцев привлекала экзотика Востока. Один из них, Кузнецов после путешествия в
Киргизию сделал серию работ, воспевающих гармоничное сосуществование природы и
человека.
Помимо названных большую роль в развитии изобразительного искусства начала
ХХ в. сыграли
«Союз русских художников»,
основанный в 1903 г. в Москве (А. М. Васнецов, К.
А. Коровин, А. А. Рылов, К. Ф. Юон, А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский, К. А. Сомов);
«Союз
молодежи»
(1909 г.) и др.
«Бубновый валет»(1910
г.) объединил художников, работавших в стилистике
постимпрессионизма (в это объединение входил, например, известный художник П. П.
Кончаловский). Они вслед за Сезанном стремились подчеркнуть форму вещи, сделать её
материально осязаемой и в то же время выразительной и красивой. Может быть, поэтому многие
художники «Бубнового валета» работали в жанре натюрморта. Также представителей
объединения привлекал европейский ранний кубизм, выражавшийся в упрощении, схематизации
и разложении формы. Один из самых талантливых художников объединения, Аристарх
Лентулов после поездки в Париж в 1911 увлёкся кубизмом. Обращает на себя внимание его
картина-панно «Василий Блаженный», где знаменитый храм изображён в духе кубизма.
Впоследствии пути художников «Бубнового валета» разошлись. Ларионов от изображения
реальной действительности пришёл к лучизму. Малевича, Татлина и Кандинского творческий
поиск привёл к абстракцонизму.
В 1912 г. От «Бубнового валета» откололась группа художников, организовавшая
свою выставку в Москве под названием «Ослиный хвост». Свои работы на выставке
представили: Михаил Ларионов, Наталия Гончарова, Казимир Малевич, Владимир Татлин и
Марк Шагал. Название было связано со скандалом в культурной жизни Парижа. Картину одного
французского художника долго хвалили в прессе, но потом выяснилось, что художник разыграл
публику, что картина «И солнце заснуло над Адриатикой» написана ослиным хвостом. В
отличие от мастеров «Бубнового валета», ориентировавшихся на французское искусство,
представители «Ослиного хвоста» следовали русским традициям.
Их привлекал примитивизм - направление начала XX века, стремившееся к
предельному упрощению формы. Образцом для русских примитивистов была уличная
живописная вывеска, народная картинка - лубок, икона, детский рисунок. Критика не была
благосклонна к художникам «Ослиного хвоста», хотя на другое они, скорее всего, не
рассчитывали. Так, картина Михаила Ларионова «Отдыхающий солдат» написана в нарочито
грубой и примитивной манере. Но это делает образ солдата выразительным и, самое главное,
убедительным. Столь же правдиво изображены крестьяне на картине «Мытьё холста» Наталии
Гончаровой.
В целом русская живопись серебряного века, как и поэзия, продемонстрировала
неведомые ранее явления. В живописи
модернизм
выразился в отходе художников от социально
значимой тематики и образной системы критического реализма. Дело в том, что кризис
народнического движения в 90-е сильно ударил по движению передвижников, которые
неизменно живописали тяготы жизни социальных низов. На первое место вышла проблема
обновления художественного языка и высокого профессионализма. Первым среди течений
модернизма в живописи утвердился
модерн.
Модерн распространил своё влияние не только на
живопись, но и архитектуру, графику и декоративное искусство. В начале XX века в домах
появились светильники, посуда, мебель, книги, ткани и обои, оформленные в стиле модерн.
Дамы носили элегантные платья и ювелирные украшения фирмы «Фаберже», которые тоже
были выполнены в стиле модерн.