216
Самым, пожалуй, блестящим поэтом среди символистов был
Александр
Александрович Блок
(1880-1921). Его
«Стихи о Прекрасной Даме»
(1904 г.) воплощают в себе
лучшие черты поэзии серебряного века. «Человеком-эпохой», «самым характерным
представителем своего времени» назвала Блока А. Ахматова. Произведения Блока отличают
отточенность формы, гуманистическая направленность, изящество. Блок приветствовал
Октябрьскую революцию, хотя впоследствии ему с трудом удавалось вписываться в реалии
нового миропорядка. Им была написана первая поэма об Октябрьской революции -
«Двенадцать»
(1918 г.). По-символистски многозначная, наполненная мистическими образами,
так не похожая на то, что писали о революции в дальнейшем, она стала значительным явлением
в русской литературе.
Позже из символизма выделилось новое поэтическое направление
акмеизм
(от греч.
akme - острие, высшая точка расцвета). К нему принадлежит творчество
Н. С. Гумилева,
С.Городецкого,
ранние произведения
О. Э. Мандельштама, А. А. Ахматовой.
Акмеистам были
чужды мистические устремления символистов. Они призывали вернуть словам их изначальный
смысл и вернуть в искусство самоценность реальной земной жизни. Главным критерием
творчества для акмеистов являлся безупречный эстетический вкус, красота и отточенность
художественного слова. Представители акмеизма объединились вокруг Н.С. Гумилёва в «цех
поэтов» и публиковались в журнале «Аполлон». Со страниц этого журнала они критиковали
уход поэзии в мистицизм «иных миров».
Акмеисты вернули поэзии ясный, простой
поэтический язык и точный, «осязаемому» образ. В то же время, неприятие окружающей
действительности было свойственно поэтам-акмеистам в не меньшей степени, чем символистам.
Их увлекал далекий от повседневности мир «подлинной» красоты, источник которой они искали
в искусстве прошедших веков, в изящной экзотике дальних стран, в картинах природы.
Истинным новаторством отличалась литературная деятельность мастеров русского
авангарда.
В 1913 г. возникло направление, получившее название
футуризм
(от лат. futurum -
будущее). Для футуристов, среди которых было немало очень талантливых поэтов (футуристами
были
В. В. Маяковский, А. Е. Крученых, братья Бурлюки, Игорь Северянин, В. Хлебников, Б.
Л. Пастернак
), характерны смелые эксперименты со словом, с поэтической формой. Особое
внимание они обращали на звук, ритм, написание и т.п. Образец такого экспериментирования -
стихотворение Василия Каменского «Я»:
Излучистая
Лучистая
Чистая
Истая
Стая
Тая
Ая
Я
Или другой пример - фрагмент стихотворения Велимира Хлебникова «Заклятие
смехом»:
О, рассмейтесь, смехачи!