215
архаика, магия древности, примитив и фольклор (в виде заимствований из искусства Африки и
народного лубка, из других «неклассических» сфер творчества, прежде выносимых за рамки
изящных искусств).
ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
Новые веяния в литературе нашли выражение в появлении течений, для которых
основной характеристикой стал
отказ от прямого, «приземленного» восприятия реальности
.
Критический реализм поэтов II половины XIX в. сменяется новаторской, построенной на
свободном полете художественной фантазии, загадочной, прихотливой, мистичной поэзией
«серебряного века»
. Характерной особенностью жизни поэтической среды того времени было
возникновение художественных объединений, исповедовавших те или иные творческие
принципы. Одним из первых возникло течение
символистов.
Сформировалось оно в 1890 - 1900
гг. В первую генерацию символистов вошли
Д. С. Мережковский, З. Гиппиус, К. Д. Бальмонт,
В. Я. Брюсов, Ф. Сологуб.
Ко второй - младшие символисты - относят
А. А. Блока, А. Белого,
Вяч. И. Иванова.
В 1892 году в журнале «Северный вестник» была опубликована статья идеолога
символизма Д. Мережковского «О причинах упадка и новейшем течении в современной русской
литературе», ставшая манифестом русского символизма. Мережковский доказывал, что «без
веры в божественное начало - нет на земле красоты, нет справедливости, нет поэзии, нет
свободы 96». Таким образом, символисты объявили своим кредо «веру в религию».
Ключевым для эстетики символизма было стремление передать свое ощущение
мира через поэтические символы, своеобразные полунамеки, для правильного понимания
которых необходимо было отвлечься от прямого, приземленного восприятия реальности и
интуитивно увидеть почувствовать в обыденных образах знак высшей мистической сущности,
прикоснуться к глобальным тайнам мироздания, к Вечности и т. д. Также, многим символистам
было присуще стремление к одиночеству, уединению: « в башне с окнами цветными я замкнулся
навсегда»,- заявлял о себе К.Бальмонт.
Русский символизм воспринял от западного ряд эстетических и философских
установок, преломив их через учение Вл.Соловьёва «о душе мира». Русские поэты напряжённо
переживали проблему личности и истории в их таинственной связи с вечностью. Раскрывая
внутренний мир отдельной личности, они выражали трагизм бытия, в том числе и «страшного
мира» российской действительности, обречённой на гибель. Для символистов личность -
-
97
резонатор природных исторических стихий и вместилище пророческих предчувствий .
Своеобразие русского символизма отчётливее проявилось в творчестве младших
символистов. В их творчестве художественный способ символистов получает объективно
идеалистическую интерпретацию. Материальный мир - лишь ширма, за которой видится иной
мир духа. Образы маски и маскарада постоянно присутствуют в поэзии и прозе символистов.
Материальный мир рисуется как что-то хаотическое, иллюзорное, как низшая реальность по
отношению к миру идей и сущностей.
96 Цит. по: Галин С.А. Отечественная культура XX века. С.54.
97 Культурология:Учебное пособие /А.А. Радугин. М.,1999. С.275.