Стр. 214 - 2

Упрощенная HTML-версия

214
Возможно, русская культура серебряного века находилась на грани качественных
перемен, которые были перечёркнуты революцией. Исторически серебряный век начал умирать
с октября 17 года, что сопровождалось отдельными творческими достижениями, особенно в
области поэзии. Эстетическая гармония серебряного века не вписывалась в суровую реальность
пролетарской революции и гражданской войны.
НОВЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
Мироощущение серебряного века было несовместимо с критическим реализмом,
который слишком натурально, напрямую изображал действительность в образах и формах той
же действительности. Вмиг устарели историко-реалистический роман и тяготеющий к реализму
театр, жизнеподобная опера и жанровая живопись. Мир художественного вымысла как бы
разошёлся с миром повседневности. Творчество иной раз шло под руку с религиозными
исканиями и пропитывалось мистикой, оккультизмом, религиозно-философской тематикой. В
результате на свет появились символистская и футуристическая поэзия, музыка. Новый
синтетический балет, декадентский театр и архитектурный стиль «модерн». Другими словами,
серебряный век был проникнут раскрепощённостью миросозерцания и свободой
самовыражения.
Эмоциональный фон российской жизни рубежа веков требовал перемен, переоценки
ценностей, смены устоев творчества и средств художественной выразительности. Представители
творческой интеллигенции, критически осмысливая прежние художественные принципы, искали
новые способы выражения. Они стремились обрести непосредственный, ничем не осложнённый
взгляд на натуру. Игнорируя анализ общественных отношений сложность человеческой психики,
одни открывали молчаливую гармонию повседневности. Другие через художественные образы
воплощали силу чувств и страстей человека новой эпохи. Предчувствие у многих воплощалось
в символах, порождавших сложные ассоциации.
На этом фоне рождались художественные направления, в рамках которых смещался
смысл привычных понятий и идеалов. Новое уверенно уничтожало традиции, которые совсем
недавно казались незыблемыми. Определяющим
становится направление модернизма,
проявившееся во всех областях художественного творчества. Это направление программно
противопоставляло себя традиционализму в качестве единственно истинного «искусства
современности», «искусства будущего». Модернизм отличает свобода самовыражения мастера,
вольного изменять видимый мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению,
внутренней идее или мистической грезе. При этом для стилистических тенденций модернизма -
модерн, символизм, импрессионизм, постимпрессионизм - не был характерен резкий и
принципиальный разрыв с традицией, как это было позднее, в авангардизме.
Как и модернизм, авангардизм был нацелен на радикальное преобразование
человеческого сознания средствами искусства, на эстетическую революцию, которая разрушила
бы духовную косность существующего общества, — но его художественно-утопические
стратегия и тактика были гораздо более решительными, анархически-бунтарскими. Не
удовлетворяясь созданием изысканных «очагов» красоты и тайны, противостоящих низменной
материальности бытия, авангард ввел в свои образы грубую материю жизни, «поэтику улицы»,
хаотическую ритмику современного города, природу, наделенную мощной созидательно­
разрушительной силой, он не раз декларативно подчеркивал в своих произведениях принцип
«антиискусства», отвергая тем самым не только прежние, более традиционные стили, но и
устоявшееся понятие искусства в целом. Авангард постоянно влекли «странные миры» новой
науки и техники — из них он брал не только сюжетно-символические мотивы, но также многие
конструкции и приемы. С другой стороны, в искусство все активнее входила «варварская»