213
теоретическое осмысление принципов новой жизни и политической культуры. Русская культура
начинает терять один из основополагающих принципов своего существования, соборность -
чувства единства человека другими людьми или социальной группой. Эта ситуация тотального
одиночества стала благоприятной средой для распространения представлений о «внеземном»
существовании человека. Поэтому характерной чертой серебряного века был космологизм.
Данная космологичность формируется как насущная необходимость времени, как выражение
общего настроения. Именно в этот период русской философии оформляется космологизм. Он
присущь и Вл.Соловьёву, и В. Розанову, и Н. Лосскому. Та же космическая направленность
осознанно и неосознанно проявилась в поэзии - В. Брюсов, А. Белый, А. Блок; в живописи - М.
Врубель; в музыке - А. Скрябин.
Кроме того, своё предельное выражение находит такая черта русской культуры как
религиозность - примат веры над разумом. Начинается поиск не просто новых ценностей, а
вечных ценностей: абсолютное добро, вечную красоту и внеисторическую мудрость. Причём,
как утверждал Л.П. Карсавин, религиозность находила выход и в «воинствующем атеизме»,
который тоже по своему эмоциональному накалу является верой. Интересной особенностью тех
лет явилось то, что часть интеллигенции стало обращаться к православию, видя в нём
альтернативу революционному движению. Появилось стремление преодолеть отчуждение между
интеллигенцией и церковью. Поэтому особое значение в культуре приобретает теософия.
Возникли идеи о новом христианском сознании, о преодолении кризиса цивилизации с помощью
религии, о грядущем единении науки и веры. Так, в 1908 году по инициативе Бердяева в
Петербурге было открыто религиозно-философское общество во главе с митрополитом Сергием.
Одновременно в Москве было организовано общество «Памяти Вл. Соловьёва», где главной
фигурой был С.Н.Булгаков.
Произошло обновление сущностных воззрений на мир и его образ в культуре и
искусстве. Более того, изменился социальный статус культуры и искусства. Культура приобрела
самостоятельное значение, самоценность. Доказательством этого явилось создание большого
числа творческих объединений, художественных студий, религиозно-философских обществ,
различных кружков по интересам и журналов.
Серебряный век продолжает традиции русской культуры, её правдоискательство, но
при этом меняет направленность данного процесса. В арсенал общезначимых духовных
ценностей входят представления о свободе творчества и творческой индивидуальности95. В связи
с этим появляются новые художественные направления, весьма своеобразно трактующие
привычные на первый взгляд вещи. Русский культурный ренессанс отличался чрезвычайным
разнообразием форм творчества и, что немаловажно, достижением творческих вершин в
различных направлениях.
Другая черта русского ренессанса выражалась в резком увеличении интереса к
достижениям культуры Киевской и Московской Руси. Архитектура, иконопись, прикладное
искусство того периода истории уже не казались непонятными и примитивными. Творцы
серебряного века с большим интересом изучали русский фольклор и славянскую мифологию.
То есть в культуре наметилось две тенденции: одна связана с ориентацией на
принципиально новое, на будущее, другая - с русской традицией, прошлым. Другими словами,
для серебряного века чрезвычайно актуальны понятия «вчера» и «завтра», которые оттеснили на
второй план понятие «сегодня».
95 Галин С.А. Отечественная культура XX века. М.,2003. С.24.