Стр. 212 - 2

Упрощенная HTML-версия

212
Важнейшей сферой деятельности для них было собирание и издание народных песен.
Очень часто в своем творчестве композиторы обращались к сюжетам русской истории и фольклора:
"Борис Годунов", "Хованщина" Мусоргского; "Князь Игорь" Бородина; "Снегурочка",
"Псковитянка", "Золотой петушок" Римского-Корсакова.
Величайшим композитором в истории русской и мировой музыки был Петр Ильич
Чайковский (1840-1893) - создатель высочайших образцов опер ("Евгений Онегин" 1878 г., "Мазепа"
1883 г., "Пиковая дама" 1890 г., "Иоланта" 1891 г.), балетов ("Лебединое озеро" 1876 г., "Спящая
красавица" 1889 г., "Щелкунчик" 1892 г.), симфонических и камерных произведений.
СЕРЕБРЯННЫЙ ВЕК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПОНЯТИЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» И КУЛЬТУРНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ РУБЕЖА ВЕКОВ
Понятие «серебряный век» не филологическое, а мифологическое. «Серебряным
веком» в сравнении с «золотым», пушкинским, принято называть конец XIX - начало XX века.
Данный термин обозначает особый образ мышления и самовыражения, который определялся
противоречивостью, конфликтностью и переходностью той эпохи. На изломе веков Россия
переживала духовный и интеллектуальный подъём. Поэтому в период «заката» европейских
цивилизаций Россия внесла весомый вклад в копилку мировой культуры.
Н.Бердяев в своей работе «Русская идея» отмечал, что только в начале XX века были
оценены результаты русской мысли XIX века. В то же время, по мысли Бердяева, начался
духовный ренессанс, сущность которого в появлении новых тенденций, в сочетании культурной
утончённости и элементов упадочности, а также в излишней замкнутости и сосредоточенности
на себе культурной интеллигенции.
В переходные периоды закономерно возникают пессимистические настроения,
утверждается ощущение конца света. Последние десятилетия XIX века прошли под знаком
глобального разочарования насчёт возможных путей исторического развития и пессимизма по
поводу будущего всего мира в целом. Некоторые полагали, что ожидания конца света связаны с
предчувствием конца Российской империи.
Ни революционное движение, ни критический реализм не смогли поколебать основ
существующего режима. Вся эта борьба привела к ещё большей реакционности власти.
Творческая интеллигенция разочаровалась в политике. Русская социал-демократия своим
нигилизмом только настораживала творческую интеллигенцию, что способствовало отдалению
последней от политики. Поражение революции 1905 - 1907 гг. усилило политической апатию не
только в творческой среде, но и в обществе в целом. Интерес к революционному движению
угас, а взоры людей устремились от проблем социальных к проблемам личности, искусства,
нравственности. Как отмечал Бердяев, несчастье русского ренессанса заключалось в его
замкнутом характере, в том, что культурная элита была изолирована от широких социальных
течений94. С другой стороны, новое искусство, сознающее себя в качестве «истинной
революции духа», видела в политическом радикализме своего конкурента, друга-врага.
На стыке культур, когда рвутся традиционные связи, процесс маргинализации
захватывает всё большее количество людей. Интеллигенция России оказалась беспомощной
перед новыми требованиями развития страны. Реальная практика значительно опережала
94 Галин С.А. Отечественная культура XX века. С.29.