Стр. 211 - 2

Упрощенная HTML-версия

211
черты народной трагедии и бытовой драмы.
«Снегурочка»
- олицетворение мифа в русской музыке,
«Садко»-
опера-былина,
«Царевна невеста»
-лирико-психологическая музыкальная драма,
«Сказка
о царе Салтане», «Кащей бессмертный», «Золотой Петушок»
-оперы-сказки. В них нашли
воплощение
черты романтизма и реализма
, характерные для музыки композитора.
Взаимопроникновение
стилей продиктовано оперными сюжетами, в которых переплетается
реальное и волшебное. Романтическая настроенность Римского-Корсако-ва сказывается в его
увлеченности образами полуреальных, полусказочных героинь: Панночка, Снегурочка, Царевна-
Лебедь, а также героев, олицетворяющих стихии природы: Весна, Мороз, Ярило, Коляда. Вместе с
тем воображаемое в музыке композитора всегда проникнуто жизненными подробностями. Поэтому
многие страницы, рожденные фантазией мастера, воспринимаются как некая прекрасная
«поэтическая реальность» (былинный Новгород, сказочная Тмутаракань, Берендеев царство,
легендарный Китеж).
Творчество мастеров "Могучей кучки" достойно представляет петербургскую
композиторскую школу XIX в. Главой московской школы следует считать гения русской музыки
Д.И. Чайковского (1840—1893). Чайковский был страстным художником-гуманистом, в этом
основное значение его творчества, получившего еще при жизни мастера международное признание.
Чайковский не сочувствовал "левым" общественным движениям нигилистического толка; он, по­
добно Достоевскому, мечтал о справедливом переустройстве общества на основе мирного
соглашения разных сословий.
Главной темой музыки Чайковского является человек, его любовь, надежды, страдания,
разочарования. Тонкий психолог, композитор остро чувствовал трагические стороны Бытия в
извечном противостоянии добра и зла, любви и ненависти. Изменчивость внутренних ощущений и
эмоций человека переданы в музыке Чайковского с помощью метода, названного музыковедом Б.В.
Асафьевым симфонизмом. Для симфонического мышления композитора характерно развитие
художественной идеи на основе разных, подчас резко контрастных музыкальных образов. Это
позволило Чайковскому раскрыть в музыке духовный конфликт, рожденный, стремлением человека
к счастью и свободе и трагической невозможностью достичь идеала.
Исследователи отмечают в стиле Чайковского черты "реалистического психологизма".
Это не снижает значения романтических средств художественной выразительности — мелодической
насыщенности, обнаженности эмоций,
тяготения к программности, характерных для музыки
мастера. Чайковский был величайшим мелодистом. Диапазон творчества Чайковского необычайно
широк. Ему принадлежат 10 опер, шесть симфоний, три балета, более 100 романсов, сочинения для
оркестра, концерты, фортепианная и хоровая музыка. Наиболее близок композитору мир симфонии.
Опера "Евгений Онегин" первую в России лирическую оперу Опера отличается
мелодическим богатством, органичным единением вокального и симфонического начал
Опера "Пиковая дама" подробно разработана психология: поведения и поступков против.
Жизнь персонажей оперы трагически обрывается, счастье, столкнувшись судьбой,
роком, разрушено без следа...
Чайковский является признанным реформатором русского балета. Он отверг
существующую до него традицию, низводящую музыку балетного спектакля до чисто служебной
роли. Считая жанр балета "той же симфонией", композитор создал хореографические драмы
"Лебединое озеро" (1876), "Спящая красавица" (1889), "Щелкунчик" (1892), привнеся в балетную
партитуру логику сквозного музыкального развития.