210
Прекрасным симфоническим сочинением Бородина является Вторая симфония —
«Богатырская»
, в которой композитор выразил национально-русское начало, обобщенное в ярких
музыкальных образах.
Искусство ещё одного замечательного представителя «Могучей кучки»,
Модеста
Петровича Мусоргского
(1839-1881) сопоставимо по своей высокой художественности с
вершинами русской реалистической литературы. Обращаясь к актуальной, социально заострённой
тематике из народной жизни, он создал песни и романсы на слова Н. А. Некрасова, Т. Г. Шевченко,
А. Н. Островского и на собственные тексты («Калистрат», «Колыбельная Ерёмушки», «Спи, усни,
крестьянский сын», «Сиротка», «Семинарист» и др.), в которых проявились его
дар бытописателя,
умение создавать ярко очерченные человеческие образы.
Богатством и сочностью звуковых красок отличается симфоническая картина
«Ночь на
Лысой горе»
(1867), созданная по мотивам народных сказок и легенд. Смелым экспериментом
явилась неоконченная опера Мусоргского
«Женитьба»
(на неизмененный текст комедии Н. В.
Гоголя, 1868), вокальные партии которой основаны на непосредственном претворении интонаций
живой разговорной речи.
В основном оперные сюжеты мастера были связаны со сложными, трагическими
этапами в истории России. Польское нашествие и крестьянский бунт в
«Борисе Годунове
», броже
ние общества накануне петровских реформ в
«Хованщине
» и, наконец, крестьянская война в
неосуществленной опере
«Пугачевщина
» - вот те эпохи, которые по мысли композитора были
достойны интерпретации в музыкальных драмах.
Более того, впервые в мировой оперной практике Мусоргскому удалось раскрыть в
музыке внутренний мир выдающейся исторически реальной личности. Он создал психологический
портрет Бориса Годунова, вместивший черты грозного властелина, любящего отца, мудрого
правителя и одновременно детоубийцы.
Работая над образом народа, композитор осуществил реформаторское преобразование
массовой хоровой сцены. В ней он впервые
применил хоровой речитатив
, исполняемый
отдельными персонажами или группами действующих лиц. Музыкальная драма Мусоргского, следуя
шекспировским традициям» свободно сочетает трагическое и комическое, возвышенное и
низменное, поэзию и прозу. Именно поэтому дух исторической эпохи воскресает в его
произведениях во всей его объективности.
Творчество младшего представителя «Могучей кучки» -
Николая Андреевича
Римского-Корсакова
(1844—1908) обладает самобытной поэтичностью и красочностью. Великий
композитор оставил огромное наследие - 15 опер, симфонические произведения, инструментальные
концерты, камерную инструментальную и хоровую музыку, 79 романсов. (1839-1881).
Проблема народности решена в творчестве Римского-Корсакова глубоко и свое
образно. Социально-обличительные темы не волновали мастера. Он
размышлял о народе как
носителе прекрасных и вечных духовных ценностей.
Стиль музыки Римского-Корсакова сложился
под
непосредственным
влиянием
древних
русских сказаний. Воссоздавая народность сквозь призму исторических и сказочных сюжетов,
композитор
воплотил
общечеловеческие
ценности.
Среди
них
важнейшей
была
мысль о гармонии человека и природы в бесконечном круговороте жизни и смерти.
Музыка
Римского-Корсакова
глубоко национальна
. Ее истоками являются интонации древних крестьянских
напевов, городская народная песня, старинный знаменный распев.
Главную часть наследия Римского-Корсакова составляют оперы. Оперы композитора
разнообразны по художественному содержанию. В первой из них,
«Псковитянке»,
соединились