209
написанная нота подвергалась жесточайшей критике авторского внутреннего слуха - и не всегда ее
проходила. В результате произведения могли создаваться десятилетиями. Наиболее яркий пример -
«Первая симфония
». Еще в 1860-е годы всех своих друзей он побуждал к созданию симфонии,
считая ее вершиной жанровой системы. Свою же собственную симфонию он начал в 1864 году, а
закончил - в 1897.
Балакирев был единственным композитором «Могучей кучки», так и не написавшим
оперы. Замысел оперного произведения под названием «Жар-птица» так и не была осуществлен.
Единственное произведение Балакирева для театра - музыка к трагедии Шекспира
«Король Лир»,
которая включает в себя увертюру, симфонические антракты и др. номера для оркестра. В целом,
наиболее крупными созданиями Балакирева стали произведения для симфонического оркестра.
Кроме двух симфоний, сюда входят различные
увертюры
- на тему испанского марша, данного
автору Глинкой (1857, 2-я редакция 1886), на темы трех русских песен (1858, 2-я редакция 1881),
Чешская увертюра (написанная под впечатлением от поездки в Прагу, 1867, 2-я редакция 1905). Так
же в ряду произведений Балакирева находятся симфонические поэмы «Русь», «Тамара» (1882) и
Сюита в трех частях (1901-1909, завершена С. М. Ляпуновым).
Как концертирующий пианист он сочинял много музыки с участием фортепиано, в т. ч.
два фортепианных концерта (1-й 1855, 2-й 1862-1910, окончен С. М. Ляпуновым), Октет (1856), а
также просто фортепианной - среди них фантазия
«Исламей»
(как и "Тамара", связанный с
впечатлениями от поездок в 1860-е годы на Кавказ, 1869), соната (1905), множество фортепианных
миниатюр, транскрипций и переложений вокальной и симфонической музыки и т. д. С работой
Балакирева в Придворной певческой капелле было связано создание хоровой музыки - в т. ч.
переложений для хора a cappella романсов Глинки и мазурки Шопена. Кроме того, на протяжении
жизни Балакирев создал немало романсов, для голоса с фортепиано или с оркестром (
«Грузинская
песня»,
1863).
Балакирев и его ученики находились под мощным влиянием народнических идей, что
сказалось не только на раннем, но и на зрелом творчестве композиторов. Несмотря на разные
индивидуальности, балакиревцы были схожи в своем стремлении создавать музыку, тесно связанную
с образом народа и с русским фольклором.
Под влиянием Балакирева, Стасова и других «кучкистов» окончательно сложились
музыкально-эстетические взгляды
Александра Порфирьевича Бородина
(1833-1887). Русский
композитор и ученый-химик, внебрачный сын князя Л. С. Гедианова, при рождении он был записан
как сын крепостного слуги князя — Порфирия Бородина.
Стиль Бородина определяется понятием
«музыкальный эпос».
Эпичность его
произведений проистекала из главной темы его творчества, связанной с отражением богатырской
мощи, скрытой в русском народе. Былинные богатыри, словно сошедшие с полотен Васнецова,
стали любимыми героями композитора. Он мастерски создаёт обобщенный образ Древней Руси,
синтезируя интонации русского фольклора, старинных знаменных распевов и колокольных звонов
от набата до благовеста.
Наиболее значительное произведение Бородина — опера
«Князь Игорь»
, являющаяся
образцом национального героического эпоса в музыке. Из-за большой загруженности научной и
педагогической работой Бородин писал медленно. Опера создавалась в течение 18 лет, но так не
была окончена (после смерти Бородина оперу дописали и дооркестровали по материалам автора Н.
А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов. Особое место в опере занимает грандиозная танцевально
хоровая сцена
«Половецкие пляски»
. Она основана на музыке народов Востока. Восточные образы
оперы напоминают об истории взаимопроникновения разных этнических миров, о вечных проблемах
Востока и Запада.