208
время также H. H. Лодыженский, А. С. Гуссаковский, Н. В. Щербачёв. Творческая программа и
эстетика «Могучей кучки» сложились
под влиянием демократической идеологии 60-х гг.,
в
особенности взглядов художественного критика В. В. Стасова, который дал кружку само
наименование «Могучая кучка».
Будучи наследниками и продолжателями традиций М. И. Глинки и А. С.
Даргомыжского, композиторы «Могучей кучки» искали вместе с тем новые формы для воплощения
тем и образов из отечественной истории и современности, стремились приблизить музыку к
насущным передовым запросам жизни. Образы народного быта, сказки и эпоса занимают большое
место и в симфонических произведениях, носящих большей частью программный характер, и в
камерном вокальном творчестве композиторов «Могучей кучки». Члены Содружества высоко
ценили народную песню, которая была одной из важнейших основ музыкального языка их
сочинений. «Могучая кучка» как сплочённая группа перестала существовать в середине 70-х гг., но
её идеи и творческие принципы оказали плодотворное воздействие на дальнейшее развитие русской
музыки и формирование различных национальных школ.
Милий Алексеевич Балакирев
(1836-1910) -
руководитель «Могучей кучки»
и одна
из самых трагических фигур истории русской музыкальной культуры XIX века. Большую часть
своей жизни он посвятил активной музыкально-общественной деятельности, которая не всегда
находила соответствующего отклика современников. Самым главным и трудным его начинанием
стало создание в 1862 году совместно с Г. Я. Ломакиным
Бесплатной музыкальной школы (БМШ),
цели для которой были те же что и для Русского музыкального общества (РМО) -обучение русских
музыкантов и доступность соответствующего образования для всех.
Однако открытие А. Г. Рубинштейном в том же году на основе РМО Петербургской
консерватории отвлекло внимание общественности от благородного начинания Балакирева и
способствовало появлению в ней двух партий - приверженцев идей Балакирева и Рубинштейна. Сам
Балакирев весьма неоднозначно относился к начинанию Рубинштейна. Главным возражением против
консерватории стало то, что типизированное музыкальное образование должно было, по его мнению,
убить индивидуальность учащихся. С друзьями он иронизировал над Рубинштейном, называя его
Дубинштейном, Тупинштейном и даже Грубинштейном. Впрочем, возможно здесь сказалась и
личная обида за свое собственное начинание - БМШ, которое, будучи направлено на те же цели, не
привлекло к себе такого внимания ни меценатов, ни общественности. Трудности в делах БМШ во
многом стали причиной постигшего Балакирева в 1870-е годы кризиса. Вместе с тем, со временем
негативное отношение к РМО сглаживалось. Кроме БМШ, в 1870-е годы Балакирев активно
занимался преподавательской и инспекторской деятельностью в женских институтов. С 1873 года он
был инспектором музыкальных классов в женском Мариинском институте, а с 1875 - в училище св.
Елены. Наконец, с 1883 до 1894 года он был управляющим Придворной певческой капеллой, выйдя
после этого на пенсию.
Центральная тема творчества Балакирева - тема народа. Народные образы, картины
русской жизни, природы проходят через большинство его сочинений. Для Балакирева характерен
также интерес к теме Востока (Кавказа) и музыкальным культурам других стран (польской, чешской,
испанской).
За жизнь Балакирев написал не так уж много произведений. Творческая неактивность
композитора нередко вызывала удивление современников - ведь именно он стимулировал
творческую энергию своих друзей, порицал их за леность, а сам создавал так мало. Однако причиной
этому была вовсе не леность, а нечто другое. Балакирев был человеком, обладавшим требовательным
и безупречным вкусом. В любой музыке он сразу ощущал находку или банальность, новизну или
повторение старых штампов. От себя, равно как и от своих друзей он требовал только нового,
оригинального, индивидуального. В этом кроется секрет его чрезмерно детального вмешательства в
творческий процесс своих соратников. Но к себе он был ничуть не менее требователен. Каждая