Стр. 207 - 2

Упрощенная HTML-версия

207
Стиль композитора сложился, под непосредственным влиянием идей реализма. Вместе с
тем его музыка, так же как творчество многих мастеров первой половины XIX в., несет отпечаток
классицизма с его стройностью и логичностью и раннего русского романтизма с его поэтичностью
и возвышенностью.
«Жизнь за царя»
является первой русской оперой без разговорных диалогов:
трагическая коллизия передана в ней чисто музыкальными средствами. Охват крестьянской жизни в
опере весьма широк. Глинка раскрывает глубокий мир чувств простых людей, наделяя их
индивидуальным музыкальными характеристиками народно-песенного склада. В образе Сусанина
подчеркнуты простота и чувство собственного достоинства.
Симфоническое творчество Глинки также полно гениальных находок. В бессмертной
«Камаринской» он добился высокого симфонического обобщения двух русских народных песен. В
«Блестящем каприччи на тему Арагонской хоты»
и
«Воспоминаниях о летней ночи в Мадриде»
воплотил идею программного одночастного симфонического сочинения на основе зажигательного
испанского фольклора. В
«Вальсе-фантазии»
открыл дорогу симфонизации танца, балетным
образам Чайковского и других русских музыкантов. В романсах показал лирическое богатство и
неисчерпаемые возможности союза русской лирической поэзии и музыки.
Развитие национальной темы в музыке продолжил младший современник Глинки
Александр Сергеевич Даргомыжский
(1813-1869). Новаторство Даргомыжского выразилось в
поиске новых выразительных средств в музыке. Основным средством создания индивидуального
образа служило для Даргомыжского музыкальное воспроизведение интонаций живой человеческой
речи. Его опера
«Русалка»,
в основу которой был положен пушкинский сюжет, знаменовала
рождение нового жанра - народно-бытовой психологической драмы. Даргомыжский обогатил жанры
вокальной лирики: песня
«Старый капрал»,
сатирико-комические песни
«Червяк»
и
«Титулярный
советник»
.
Существенный вклад в развитие в русской музыкальной культуры внесли современники
Глинки
А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, А. Л. Гурилев,
известные сегодня, в основном, как авторы
романсов.
Во второй половине XIX в. продолжает развиваться русская национальная музыкальная
школа, основателем которой в первой половине столетия стал М. И. Глинка. Музыкальное искусство
решало задачи, связанные с развитием национального музыкального языка и освоением новых
жанров.
Последовательная попытка модернизации русского общества принесла прекрасные
плоды в сфере музыкального образования. Накануне реформ в Петербурге и Москве было создано
Русское музыкальное общество - первая крупная концертная организация, которую материально
поддерживала императорская фамилия. На основе музыкальных классов РМО родились первые
русские консерватории в Петербурге (1862, основатель и директор АХ. Рубинштейн) и в Москве
(1866, основатель и директор Н.Г. Рубинштейн).
Музыкальное искусство этих лет удивительно разнообразно по жанрам. Подлинных
высот своего развития достигает оперное творчество, охватившее сюжеты русской истории,
культуры, быта, психологию национального характера. Рождается многочастная симфония,
инструментальный концерт — эти жанры ранее не встречались в отечественном искусстве. По-
прежнему почетное место занимает романс,
в котором существенно углубляется лирико­
психологическое содержание.
В конце 50 - начале 60-х гг. XIX в. сложилось творческое содружество русских
композиторов
«Могучая кучка»
, известное также под названиями
«Новая русская музыкальная
школа»
, Балакиревский кружок. В состав «Могучей кучки» входили М. А. Балакирев (глава и
руководитель), А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, H. А. Римский-Корсаков, а некоторое