Стр. 206 - 2

Упрощенная HTML-версия

206
заточение непокорную боярыню. К позднему периоду творчества Сурикова относятся картины
«Взятие снежного городка»
(1891 г.),
«Покорение Сибири Ермаком»
(1895 г.),
«Переход Суворова
через Альпы»
(1899 г.),
«Степан Разин»
(1907 г.).
Кроме В. И. Сурикова картины на исторические темы писал
Виктор Михайлович
Васнецов
(1848 —1926). Образ истории в его произведениях имеет ощутимый былинный, сказочный
оттенок:
«После побоища Игоря Святославича с половцами»
(1880 г.),
«Аленушка»
(1881 г.),
особенно ярко соединение эпоса и истории проявилось в грандиозном полотне
«Богатыри»
(1898
г.).
Учеником И. Е. Репина и П. П. Чистякова был
Валентин Александрович Серов
(1865­
1911) - один из величайших русских живописцев, расцвет таланта которого пришелся на рубеж
веков. К лучшим произведениям раннего периода его творчества относится
«Девочка с персиками»
(1887 г.) - пронизанная солнцем, сияющая радостными красками, картина отличается тонкой
передачей световоздушной среды. Как большинство художников своего времени, В. А. Серов
проявлял интерес к портретной живописи. Им создано большое количество живописных и
графических портретов его современников (портреты художников К. А. Коровина, И. И. Левитана,
актрисы М. Н. Ермоловой, писателей А. П. Чехова, А. М. Горького, графини О. К. Орловой и др.).
Творчество В. А. Серова ознаменовало собой смену эпох в изобразительном искусстве. Начав как
реалист, близкий движению передвижников, Серов затем отходит от традиции, заданной
художниками II половины XIX века и ставшей к началу ХХ в. уже во многом шаблоном.
Батальный жанр
во второй половине XIX века был представлен работами
Василия
ВасильевичаВерещагина
(1842-1904), художника, неоднократно участвовавшего в боевых действиях
и показавшего ужасы войны в ее непарадных проявлениях: кровь, раны, тяжелый повседневный труд
простых солдат, трагизм смерти, ставшей обыденностью («Апофеоз войны», 1871 г., «Балканская
серия» 1877-1881 гг.).
Небывалого расцвета достиг
пейзаж
. Пейзажная живопись превратилась в одну из
передовых областей развития художественного творчества, жанр этот был поднят на новую высоту.
Совершенствовались выразительные средства, развивалась техника. Пейзаж II половины XIX -
начала ХХ вв. - это уже не просто изображение «видов ландшафтов», а живопись, через образы
природы передающая тончайшие движения человеческой души. Величайшими мастерами пейзажа в
России были А. К. Саврасов («Грачи прилетели» 1871 г.), И. И. Шишкин («Сосновый бор» 1873 г.,
«Рожь» 1878 г.), А. И. Куинжи («Березовая роща» 1879 г., «Лунная ночь на Днепре» 1880 г.), В. Д.
Поленов («Московский дворик» 1878 г.), И. И. Левитан («Вечерний звон» 1892 г., «Весна. Большая
вода» 1897 г.), К. А. Коровин («Зимой» 1894 г. «Париж. Бульвар капуцинок» 1906 г.).
РАСЦВЕТ РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Первая половина XIX в. ознаменована расцветом русской музыки, связанным, прежде
всего, с именем
Михаила Ивановича Глинки
(1804-1857. Глинка считается основателем русской
классической музыки. Глинка вошел в историю как первый композитор мирового значения. Глинку
обычно сравнивают с Пушкиным — оба они стоят у истоков русской классики XIX в. Подобно
Пушкину, Глинка не только завершил длительный этап вхождения русской музыки в европейскую
систему музыкальных жанров и форм, но и открыл пути в будущее. Все русские композиторы пос­
ледующих десятилетий считали Глинку своим учителем. Основой творчества Глинки является
развитие русской национальной идеи в музыке. Отличительной чертой произведений композитора
было использование мотивов русского фольклора, народной музыки. Он одним из первых в России
глубоко и разносторонне отразил в искусстве могучий образ русского народа. Глинка считал, что
«создает музыку народ, а мы, композиторы, только ее аранжируем».