203
Пути развития русского искусства II половины XIX в. во многом совпадают с
движением развития литературы. Активное участие в идейных боях - характерная черта
художественной культуры этого периода. Изобразительное искусство не могло остаться в стороне от
процессов, происходивших в общественном сознании. Формируется новое течение - критический
реализм.
Особенно благодатной почвой для развития принципов критического реализма стал
бытовой жанр. От утверждения поэтической цельности окружающего мира жанристы(представители
бытового жанра) обращаются к выявлению ее действительной противоречивости. Расширяется круг
изображаемых явлений. Если раньше бытовой жанр преимущественно представлял жизнь человека
из народа, главным образом - крестьянина, то теперь в поле зрения художника попадают самые
различные слои общества, от городского простонародья до купечества и крупного чиновничества, в
реальном столкновении и переплетении их жизненных интересов. В соответствии с этим сюжет из
элементарного становится развитым, острым, часто обличительным, статические приемы
изображения сменяются динамическим решением композиции и колорита.
Характерно, что во второй половине столетия, когда в живописи утверждается реализм,
сохраняется влияние романтизма. Внутренняя близость реализма и романтизма отражена в
творчестве
Павла Андреевича Федотова.
Именно в его искусстве наиболее ярко для своего времени
выразились тенденции критического осмысления реальной жизни и в то же время порой в его
творчестве тема противоречивости общественного бытия приобретает романтическую
напряженность. Федотов — одинокая и трагическая фигура в русском искусстве середины XIX в.
Как и многие талантливые люди того времени, он жил и умер недостаточно понятым и оцененным
современниками. Судьба не дала ему ни душевного равновесия, ни материального благополучия, ни
простых человеческих радостей, ни даже достойной смерти.
А между тем Федотов был первым из художников, кто сумел своими произведениями
бытового жанра разрушить броню академической эстетики классицизма и проложить путь новому
направлению в русском искусстве. Его часто называют «Гоголем в живописи». Работы Федотова
носят, как правило, сатирический характер, в них перед зрителем разворачивается целая история.
Таковы его полотна «Свежий кавалер», «Сватовство майора». Глубина постижения повседневной
жизни, ее драматической сути, ее социальных конфликтов, отличает творчество Федотова, является
его содержанием.
Картины его были первым и чрезвычайно ярким проявлением критического
реализма в живописи
.
Картина
«Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик»
в
творчестве Федотова — первая, исполненная масляными красками. Она написана чрезвычайно
детально, с неослабным вниманием к каждому куску пространства, к каждому предмету. Действие
происходит в тесной и темноватой комнатушке. Среди безобразного хаоса предметов возвышается
фигура свежего кавалера, нацепившего орденский крестик на свой полосатьй халат. Сатира
Федотова, как и сатира Гоголя, бьет много дальше изображения пошлого хвастуна и его смазливой
кухарки. Рассказанный Федотовым анекдот, комический случай приобретает большой обобщающий
смысл. «Свежий кавалер» — это апогей человеческой пустоты, чванства и пошлости. Давление
общественной среды сформировало этот тип. Вся обстановка службы, улицы, трактира, его
собственного жилища отпечаталась на нем. Поза «кавалера» карикатурно повторяет позу античной
статуи: выставленная босая нога, халат, подобный тоге, горделивый жест, надменный взгляд
подстать «Герою» закулисная хозяйка этого гнезда, в котором оба они чувствуют себя вполне
уютно. В «Свежем Кавалере» Федотов изобразил чудовищную профанацию человеческой жизни.
«Сватовство майора»
разыгрывается перед зрителем как завязка комедии. Перед нами
брак по расчету. Совершенно отчетливо дана классовая характеристика дома: это жилье купца-
толстосума. Скромная обстановка комнаты даже и не намекает на истинные размеры его богатства.
«Капитал — дело скрытое» — золотое правило купечества.