Стр. 202 - 2

Упрощенная HTML-версия

202
В своём произведении Иванов соединил некоторых героев в пары. Сопоставлены юный
апостол Иоанн (он стоит позади Иоанна Крестителя в красном плаще) и рыжеволосый обнажённый
юноша (в центре картины): оба они устремлены к Иисусу. Выходящие из воды старик и юноша (в
левом нижнем углу полотна), наоборот, противопоставлены друг другу. Это
образ начала и конца
человеческой жизни, встречи прошлого и будущего.
Будущее Иванов связывал с явлением Христа,
прошлое — с пророчеством Иоанна Крестителя, поэтому старик вслушивается в слова Иоанна, а
юноша стремится рассмотреть Мессию. И в двух других парах персонажей (в центре полотна, прямо
под фигурой Иисуса, и справа, перед группой левитов и фарисеев) старики слушают, а молодые
смотрят.
Справа, на первом плане, расположены мальчик, от холода обхвативший себя руками, и
дрожащий мужчина, выражение лица которого — смущённое и напуганное — говорит о малодушии.
Образ «дрожащего» противопоставлен образу рыжеволосого юноши: состояния страха и восторга
замечательно переданы в их позах. Тело рыжеволосого юноши прекрасно в своём порыве, в нём
сочетаются духовное и физическое совершенство.
«Дрожащий» олицетворяет идею
неподготовленности человека к переменам, он страшится их и привязан к прошлому (как и старики,
он слушает, а не смотрит).
Во время работы над картиной Иванов познакомился в Риме с Николаем Васильевичем
Гоголем. Общность взглядов сблизила их, и художник запечатлел писателя на полотне. В его правой
части, среди группы левитов и фарисеев, выделяется странная фигура: человек в кирпично-красной
одежде, с растрепавшимися чёрными волосами входит в толпу со стороны Христа, оглядываясь на
Него. Зритель читает на лице этого персонажа (так называемого ближайшего к Христу) живое,
острое переживание собственного несовершенства и неудовлетворённость окружающим миром.
Прототипом образа странника, или путешественника, изображённого на картине, стал
сам Иванов. Он наблюдает происходящее беспристрастно, как будто со стороны, хотя расположен в
центре полотна, прямо под руками Иоанна Крестителя. Наблюдатель, свидетель, но не участник
событий — такой видит свою роль художник.
Иванов не стал изображать Святого Духа в виде голубя или сияющего облака над
головой Христа, как другие художники в подобных сценах. В его произведении
чудо Богоявления
совершается в умах и душах людей
, поэтому здесь нет действия, персонажи картины замерли в
красноречивых позах.
Иванов не был баловнем судьбы как Брюллов, у него не было прямых учеников, но
русские художники последующих поколений по-разному преломляли его идеи в своём творчестве.
В жанре морского пейзажа, так называемой марины, работал Иван Константинович
Айвазовский (1817-1900). Его полотна поражают удивительно живописным изображением морской
стихии. Пронизанные лучами солнца волны, грозовое небо - излюбленные мотивы художника.
Будучи живописцем Главного морского штаба, Айвазовский принимает участие в ряде военных
операций, создает картины с батальными сценами. Одним из самых известных произведений,
написанным в 1848 году, стал «Чесменский бой».
Море предстает у Айвазовского как бы основой природы, в его изображении художнику
удается показать всю жизненную красоту могучей стихии. Одной из самых известных картин
Айвазовского стал его «Девятый вал», написанный в 1850 году.
Но Айвазовский оставил след в истории не только, как талантливый живописец, но и
меценат. Скопив благодаря популярности своих работ немалый капитал, Айвазовский щедро
занимался благотворительностью. На его деньги было выстроено здание археологического музея в
Феодосии, проведено большое количество работ по благоустройству города.