201
Художник писал ее неоднократно. Во всех этих портретах чувствуется увлечение художника
красотой модели, но в том, где она изображена удаляющейся с бала, художник дал ее образу и не
менее ясное психологическое истолкование. Горделивая осанка женщины, взгляд, устремленный
поверх толпы, воспринимаются как вызов, брошенный обществу. Гармония локальных цветов здесь
изумительна. Краски, переливаясь блеском самоцветов, выражают роскошь драгоценных материй.
Фантастический маскарадный костюм поражает красотой.
Красная драпировка и насыщенные тона тканей маскарадного платья оттеняют
пластическую красоту лица, обнаженных плеч и особенно руки, спокойно держащей маску.
Но подлинным шедевром, вершиной мастерства является
автопортрет
, написанный
вовремя болезни. Он как бы подводит итог всему созданному и перечувствованному Брюлловым.
Портрет написан с увлекающим зрителя творческим подъемом, с несравненным мастерством и
свидетельствует о том, какой могучей творческой энергией обладал, несмотря на болезненное
состояние, художник и каких вершин достиг он в овладении всеми элементами живописи. В
автопортрете есть чувство физической усталости, явны следы болезни: утомленные веки, кисть руки,
бессильно повисшая, словно истаявшая до костей, говорят о физическом недуге. Голова устало
покоится на красной подушке - этот цвет образует колористическую доминанту, это постоянный, не
изменяющийся в оттенке, излюбленный Брюлловым цвет, присутствующий почти во всех его
работах, цвет, который кажется выражением его творческого темперамента. В исхудалом лице в
большей степени выражено страдание нравственное, чем физическое. Внимательный, все
понимающий взгляд художника устремлен на зрителя.
Совсем по-другому складывалась судьба другого великого живописца эпохи
Александра
Андреевича Иванова
(1806-1858). Он не был любимцем высшего света, вел жизнь наполненную
работой, много сил отдавал изучению философии и истории религии. Главным его произведением, к
которому шел всю жизнь, была картина
«Явление Христа народу».
Созданию этого
монументального полотна он посвятил двадцать лет: 1837—1857 гг. Современники считали его
непрактичным мечтателем: он не хотел отвлекаться от своей большой картины и писать для
заработка популярные бытовые сценки. В процессе работы над картиной было создано огромное
количество набросков и эскизов, имеющих самостоятельную художественную ценность.
Замысел композиции «Явление Христа народу» возник у Иванова в середине 30-х гг.
Посылая эскиз отцу в Петербург, художник сопроводил его подробным описанием, по которому
можно узнать героев будущей картины: учеников, окружающих Иоанна Крестителя и готовых
последовать за Христом; выходящих из воды людей, которые спешат увидеть Мессию; юношу, уже
принявшего крещение и смотрящего на Христа; группу левитов и фарисеев. Уже тогда Иванов
задумал изобразить Христа в отдалении от других персонажей. «Иисус должен быть один
совершенно», — подчёркивал он. В 1837 г. художник начал работать на холсте размером почти семь
с половиной на пять с половиной метров! Вопреки академическим правилам он расположил Христа
— смысловой центр картины — в глубине композиции.
Художник много работал над отдельными образами, писал их иногда с нескольких
моделей. Так, например, в лице Иоанна Крестителя соединены черты юноши и женщины. Создавая
образ Иисуса Христа, он набрасывал рядом с лицами живых натурщиков и натурщиц головы
античных статуй.
Не менее подробно разрабатывал Иванов в этюдах мотивы природы, многие из них даже
стали законченными пейзажами. В «Явлении Христа народу» изображены земля и вода, долина и
горы, зелень, небеса и солнечный свет. Но это не реальный пейзаж, в поисках которого Иванов
вначале хотел отправиться в Палестину, а
образ целого мира
, сложенный, подобно мозаике, из
разных впечатлений художника об итальянской природе.