200
же образ героини несколько идеализирован в духе раннего русского романтизма.Одна из лучших
его работ - портрет сына Арсения. Тропинин является также автором одного из прижизненных
портретов А. С. Пушкина (1827 г.).
Родоначальником бытового жанра в русском искусстве явился
Алексей Гаврилович
Венецианов
(1780-1847). В первой половине столетия он являлся художником, в творчестве
которого наиболее полно отразились черты
сентиментализма.
Венецианова привлекало
изображение деревенской жизни. Деревня на его полотнах таких, например, как «Утро
помещицы», «Гумно», «На пашне. Весна» предстает в сильно идеализированном виде. Но все
же сам факт обращения к народному быту является свидетельством определенного этапа в
развитии живописи, приведшем впоследствии к формированию реализма в искусстве.
Образы крестьян в интерпретации Венецианова отличаются степенностью и
достоинством. Они - люди труда, художник постоянно изображает их в работе. А добрые прият
ные лица, живые глаза крестьян свидетельствуют об уме и богатстве внутреннего мира.
Величайшим мастером романтической живописи был
Карл Павлович Брюллов
(1799-1852). Окончив с золотой медалью Академию художеств, Брюллов уехал в Италию. В
своем искусстве художник сочетал лучшие традиции академической школы, эмоциональность
романтизма и стремление к исторической правде, которое позволяет говорить об элементах
реализма в его творческой манере. Мертвенность канонов классицизма Брюллов преодолевает
романтическим стремлением наполнить образ живым чувством, жизненной убедительностью,
стремлением передать цветовое богатство реального мира. В своих наиболее значительных
произведениях художник принадлежит тому направлению русского романтизма середины
столетия,
в
котором
формировались элементы реалистического художественного
мировосприятия.
К. П. Брюллов получил признание и славу уже при жизни. Его картина
«Последний день
Помпеи»
стала настоящим событием в культурной жизни того времени. Художник изобразил
захватывающую драматическую картину гибели города и его населения. Стихия с уничтожающей
силой обрушилась на человека и творение его рук. Две темы переплетаются в произведении
Брюллова: тема гибели, разрушения и тема необычайной высоты человеческого духа, тема любви и
самопожертнования.
Первая воплощена в тревожном, огненном колорите картины в шатающихся стенах
зданий, низвергающихся статуях, в сбесившихся от ужаса конях и, наконец, в прекрасной фигуре
убитой женщины, сброшенной с колесницы и распростертой на мостовой. Ее неподвижность резко
контрастирует с бегущими людьми, стремящимися покинуть гибнущий город. В их группах таится
главная мысль художника, главная цель — изобразить чувства и поведение людей перед лицом
гибели.
В «Последнем дне Помпеи» каждая группа имеет свое содержание, вытекающее из
общего содержания картины. Мать стремится укрыть детей. Сыновья спасают старика отца, несут
его на плечах. Жених уносит бесчувственную невесту. В лицах и фигурах Брюллов создал красоту
столь совершенную, что она оказывается более действенной, нежели зрелище всеобщего страдания и
гибели. Каждая фигура возведена в пластически цельный образ. Художник украсил их всем, что
может дать живопись: их одежды ложатся прекрасным и складками, цвет тканей — плотный,
насыщенный, теплые и холодные рефлексы от зарева и молний оживляют тела, бледные,
сверкающие, как мрамор. Натиск стихий выявляет необычайную душевную, пластическую и
живописную красоту.
Линия парадного портрета в творчестве Брюллова нашла выражение в
портрете
знаменитой светской красавицы графини Ю. П. Самойловой с воспитанницей Амацилией
.