199
В 1809 году Кипренский пишет
портрет Евграфа Давыдова
(двоюродный брат
поэта Дениса Давыдова). На портрете изображен молодой гусар со спокойным лицом и
высоким светлым лбом, окаймленным темными волосами. Его сильная и вместе с тем гибкая
фигура рисуются на темном фоне предгрозового пейзажа.
Образ Давыдова возникал перед
зрителем в мерцающем трепетном луче света, как бы случайно пробившемся сквозь тучи. Яркая
киноварь мундира, украшенного золотым и серебряным шитьем, белизна чакчир составляют
сильный цветовой аккорд, сообщающий внутреннюю энергию. В спокойной небрежности позы
юноши чувствуется уверенность в себе, не лишенная, однако, элемента внешней бравады.
Оттенок меланхолической задумчивости, почти самоуглубленности, в его взгляде, усиленный
трепетной изменчивостью пейзажа, придает ему одухотворенность, подчиняющую себе все
черты облика». Примечательно, что романтизированный образ молодого офицера, выражающий
духовное богатство его натуры, представлен художником в ощущении эпохи героической и
возвышенной, полной предчувствия боев за свободу, проникнутой жаждой подвига,
стремлением «Отчизне посвятить души прекрасные порывы».
Эта особенность художественных воззрений Кипренского, побуждавшая его искать
героические образы
не в далеком прошлом, а
в настоящем
, стремление опоэтизировать облик
современников, придать ему наряду с духовной глубиной высокий порыв, и, наконец,
сопричастность мастера настроениям эпохи позволяют считать Кипренского представителем
романтизма в живописи.
Незадолго до отъезда Кипренским было создано одно из лучших его творений -
портрет А. С. Пушкина
(1827). Отзыв Пушкина о своем портрете вполне характеризует
творческую манеру Кипренского, в которой портретное сходство, правдивость сочетались с
некоторой романтической идеализацией изображаемого персонажа: «Себя как в зеркале я вижу,
но это зеркало мне льстит».
Дружеские отношения с великим поэтом, влияние романтических поэм Пушкина на
творчество Кипренского, преклонение последнего перед высоким даром первого поэта в России
- все это обусловило значительность поставленной перед живописцем задачи. И Кипренский
превосходно справился с нею. От портрета веет озаренностью вдохновения. Художник
запечатлел не милого друга веселой юности, не простого писателя, а великого поэта. С удиви
тельной тонкостью и мастерством Кипренский передал момент творчества: Пушкин словно
прислушивается к только ему слышимому, он - во власти поэзии. Вместе с тем, в строгой
простоте облика, грустном выражении глаз ощущается зрелость поэта, много пережившего и
передумавшего, достигшего зенита творчества.
Кипренский, участвовавший в создании нового художественного направления,
сумел найти и выразить в своих произведениях лучшие чувства и идеи своего времени, близкие
и первым русским революционерам, — гуманизм, патриотизм, свободолюбие. Вместе с тем, вер
ный духу романтической школы, художник, пренебрегая повседневностью, изображает людей в
особые моменты их жизни, в минуты сильного духовного напряжения или порыва, что позволяет
выявить
высокие эмоциональные начала натуры - героическое или мечтательное,
вдохновенное или энергическое
- и создать «драматическую биографию» того или иного лица.
Не менее прославленным
портретистом
был
Василий Андреевич Тропинин
(1776-1857), сын крепостного крестьянина, сам он освободился от крепостной зависимости в
возрасте 45 лет. Мастерство принесло ему всеобщее признание и звание академика. Для
живописи Тропинина характерны простота, безыскусность, достоверность передачи бытовой
обстановки, в которую он помещал портретируемую модель. В многочисленных «Кру
жевницах», «Золотошвейках», «Гитаристах» Тропинин воссоздает не только образ персонажа, но
и включает его в конкретный бытовой контекст. В знаменитой «Кружевнице» (1823) художнику
удалось показать процесс работы с кружевом с помощью многих реалистических деталей. Сам