198
Во второй половине XIX века классицизм, исчерпавший свои художественные и
идейные возможности, выражается в так называемом
академизме,
направлении, принятом
Академией как единственно возможная художественная школа. Академизм, консервируя
привычные классицистические формы, выводил их на уровень непреложного закона, игнорируя
в то же время гражданственную высоту содержания. В то же время
академизм стал
узаконенным,
«правительственным»
направлением
в
изобразительном
искусстве.
Примечательно, что на смену уходящим корифеям академизм не породил ни одного сколько-
нибудь значительного художника.
Параллельно с классицизмом в начале XIX века в русской живописи продолжается
развитие принципов
сентиментализма.
Однако в изобразительном искусстве этого периода
трудно выделить какого-либо мастера, творчество которого полностью бы воплощало принципы
сентиментализма. Элементы сентиментализма встречаются чаще в сочетании с элементами
классицизма, романтизма. Поэтому можно только говорить о большем или меньшем влиянии
этого стиля на творчество того или иного художника.
Господствующим стилистическим направлением в живописи в первой половины
XIX века стал
романтизм.
Взволнованность природы, средневековые одеяния, особая
обостренность (вплоть до гротескности) характеристики модели, не встречавшаяся прежде
духовная раскованность, естественная свобода изображаемого - все это черты романтизма.
Более отчетливы в изобразительном искусстве второй трети века и специфические
художественные приемы, порожденные стремлением выразить контрасты романтического
восприятия окружающего мира: метафоричность сюжета, гиперболизм образов, напряженность
колорита, контрасты светотени, динамика пространственных построений и т. п.
Эпоха романтизма наложила отпечаток на представления о идеальной красоте.
Заметные изменения произошли в жанре женского портрета. Женщина теперь
должна быть
бледной, мечтательной и вообще «не от мира сего»
. Новым идеалом стали «неземные»
создания, подобные мотылькам, в соответствии с тогдашней модой: тонкая талия, жесточайше
стянутая корсетом, спущенные пышные рукава, воздушная широкая юбка на кринолине.
Символом времени становятся портреты в стиле «прелестных головок». На них образ женщины
- это сон, мечта, драгоценное украшение. Среди портретов этого типа можно выделить
несколько вариантов воплощения идеала: пасторальные образы крестьянок - на полотнах
Венецианова, Тропинина; «прелестные головки» идеальных женщин-дворянок - Гау, Соколов,
Брюллов; «блистательные модели» - парадные портреты знатных дам Кипренского и Брюллова.
Выдающимся мастером
романтического портрета
был
Орест Адамович
Кипренский
(1782-1836). В 1805 году он окончил Академию художеств по классу исторической
живописи, однако лучшие свои творения создал в портретном жанре.
В одном из первых портретов, портрете приемного отца
А. Швальбе
, сказались уже
те поиски новизны как в технике письма, так и в трактовке модели, которые позднее принесут
ему славу выдающегося портретиста своего времени. В портрете отца, убирая ненужные
подробности с полотна, художник концентрирует внимание на лице и руках изображаемого
человека, ибо они наиболее ясно выражают его психологию. Контраст темного фона и осве
щенных лица и рук еще более выделяет их и как бы приближает к зрителю. Удивительно, как
молодой, двадцатидвухлетний художник сумел так тонко почувствовать и раскрыть внутренний
мир пожилого человека. На полотне возник образ незаурядной личности, наделенной умом и
властной волей, познавшей тяжесть трудовой жизни и горечь разочарований. Как не похож этот
портрет на типичные парадные портреты академической школы с тщательно выписанными
бархатными и шелковыми платьями, роскошными мехами, изящными позами и
маловыразительными лицами! Портрет
Швальбе
- это средоточие внутренней жизни человека,
это диалог с самим собой.