Стр. 197 - 2

Упрощенная HTML-версия

197
поискам
«правды в искусстве»
, противостоявшей обветшавшим канонам академизма. Он даже
участвовал в выставках Товарищества передвижников. В своём творчестве Антокольский
тяготел к
историческим темам и обобщенным реалистическим образам.
Ранние небольшие горельефы Антокольского (из дерева или кости) с теплым
юмором воплощают характерные типажи еврейского провинциального быта («Портной», 1864;
«Скупой», 1865; оба в Русском музее). Главной его темой вскоре становится русская история,
крупнейшие ее фигуры, личности которых он стремится раскрыть во всей их драматической
сложности. Добиваясь острой психологической выразительности деталей и общего силуэта, он
выдвигается в число крупных скульпторов-монументалистов своего времени. Наибольшей
известностью пользуются созданные им образы
Ивана Грозного,
погруженного в тяжкое
раздумье (1871, бронзовый вариант в Русском музее, мраморный, 1875 - в Третьяковской
галерее), и
Петра I
(1872, бронзовая статуя установлена как памятник в Петродворце, Таганроге
и Архангельске). Фигура Петра в исполнении Антокольского полна горделивого могущества,
воспринимается как символ России, открывающей новоевропейский этап своей истории.
С годами в творчестве Антокольского усиливаются
черты философского раздумья.
Следуя типичной для европейской скульптуры того времени тенденции к максимально «живой»
форме, он создает произведения обобщенно-символического характера, стремясь изобразить не
столько конкретных исторических персонажей, сколько пластические
примеры нравственных
поисков, сомнений и озарений духа.
Таковы его
«Христос перед судом народа»
(бронзовый
вариант — 1874),
«Смерть Сократа»
(1875),
«Спиноза»
(1882),
«Мефистофель»
(1883, все -
Русский музей),
«Христианская мученица»
(«Не от мира сего», 1887, Третьяковская галерея).
Моделировка этих произведений - обычно в окончательном варианте исполнявшихся в белом
мраморе - достигает особой нервной тонкости. Они в значительной мере
предваряют
скульптуру символизма.
И в поздний период Антокольский, хотя и реже, обращается к мотивам
русской истории, создавая такие эпические композиции, как горельеф
«Ярослав Мудрый»
(майолика, 1889),
«Нестор-летописец»
(мрамор, 1890),
«Ермак»
(бронза, 1891, все - Русский
музей).
Более того, Антокольский является автором
ряда надгробий
(М. А. Оболенской в
Риме, 1877; Ф. М. Дмитриева в Москве, 1888, оба - мрамор, и др.) и
портретных бюстов,
в том
числе критика В. В. Стасова (бронза, 1873, Третьяковская галерея), с которым его связывали
долголетняя дружба и переписка. В своих письмах и статьях Антокольский называл своими
идеалами «искренность» и «душу в искусстве». Его суждения
о кризисе современной ему
художественной культуры
близки эстетике Льва Толстого.
РАЗВИТИЕ ЖАНРОВ И СТИЛЕЙ В ЖИВОПИСИ XIX ВЕКА
В первое десятилетие XIX века благодаря патриотическому подъему, вызванному
Отечественной войной 1812 года,
классицизм
получает наибольшее распространение в русской
живописи. Идейная основа классицизма - воплощение в произведениях искусства возвышенных
чувств и образов - была создана общественным настроением того времени. Идея
самоотверженного служения Родине воплощается художниками в сюжетах и образцах,
почерпнутых из античной и отечественной истории. Так, на сюжет римского придания
художником Бруни была издана картина «Смерть Камиллы, сестры Горации», в которой
декларируется мысль о преступности любви и жалости по отношению к врагам отечества.