196
превратился в памятник русской воинской славы. Особенностью творчества Орловского
являлось
сочетание портретного сходства изображений с классицистическими
строгостью и величавостью
.
Заметный вклад в архитектурное искусство был сделан
Иваном Петровичем
Витали
(1794 — 1855). Он является представителем
классицизма
и автором
фонтана на
Театральной площади
в Москве(1835),
ангелов у светильников на углах Исаакиевского собора
(1794-1855),
памятника Павлу I в Павловске,
а также точного по характеристике
портретного
бюста Пушкина
(1837).
В 1833 году первое крупное произведение из кованой меди -
шестерку коней,
впряженных в колесницу Славы
на аттике Нарвских ворот - создаёт
Петр Карлович Клодт.
Этот российский скульптор прославился прежде всего своими бронзолитейными работами.
Воинской дисциплинированностью и умением оперативно выполнять ответственные
правительственные заказы он снискал симпатию императора Николая I. В то же время царю
импонировала и сама творческая манера Клодта, его
строгий, но весьма эффектный, полный
парадного величия классицизм.
Мастер работал как по чужим моделям, так и по собственным эскизам, чаще всего
рассчитывая на перевод финального варианта в бронзу. Популярными символами северной
столицы стали самые известные его произведения —
четыре группы укротителей коней для
Аничкова моста
(1833-1840). Иконографически восходящие к античной группе с укротителями-
Диоскурами, композиции эти, четкие и динамичные по силуэту, проникнуты идеей властного
разума, усмиряющего стихийное буйство. Это было актуально в тот период, так как целый ряд
стран Европы охватило революционное брожение. Копии этих групп были позднее установлены
в Петергофе, Стрельне, подмосковных Кузьминках, а также в Берлине и Неаполе.
Примечательно, что в процессе работы мастер сам освоил литейное дело, после того как
внезапно умер его постоянный сотрудник В. П. Екимов, выдающийся знаток художественного
литья (1838).
В 1845-1850-е гг. Клодт оформил своими
рельефами на тему «Лошадь на службе у
человека»
служебный корпус Мраморного дворца. Торжественно патетичен созданный под его
руководством (по модели В. И. Демута-Малиновского) киевский
памятник князю Владимиру
,
«равноапостольному» крестителю Руси (1853). К этому произведению близоки по стилистике
многочисленные бронзовые
рельефы для Исаакиевского собора
(1844-1847) и
конный
монумент Николаю I на Исаакиевской площади
в Петербурге (совместно со скульпторами Р.
К. Залеманом и Н. А. Рамазановым; архитектор А. А. Монферран; 1856-1859). Памятник
Николаю I сам по себе достаточно импозантный и, к тому же представляет собой и настоящий
инженерный шедевр, укрепленный сзади лишь на двух опорах и благодаря этому буквально
«парящий» в воздухе.
В отличие от выше перечисленных произведений мастера, в знаменитом
памятнике
баснописцу И. А. Крылову
в Летнем саду (1848-1855) проступили черты более приватного и
непринужденного романтизма: добрый «дедушка Крылов» задумался здесь над рабочей
тетрадью, возвышаясь над живописными группами своих героев, представленных в технике
высокого рельефа на пьедестале.
Тонкое искусство лепки ярко проявилось в малоформатных, «кабинетных»
композициях Клодта («Русский витязь», 1851; и др.), их тиражные отливки до сих пор
пользуются большой популярностью среди коллекционеров.
Крупным мастером ваяния второй половины XIX века был
Марк Матвеевич Ан
токольский
(1843-1902). С большой симпатией скульптор относился к передвижникам, к их