195
Изменился и характер скульптуры. В эпоху барокко она была чисто декоративной,
«украшательской» - маски, картуши, рокайли. Теперь же
скульптура как бы «заговорила
»,
стала «объяснять» идейный замысел архитектурного сооружения. Адмиралтейство, арка
Главного штаба, Биржа имеют только им присущее скульптурное убранство. В каждом случае
скульптура раскрывает характер сооружения, несет в себе
идеи гражданственности и
патриотизма
.
Особенно много работ, органично включенных в различные архитектурные
ансамбли, было создано скульпторами
Степаном Степановичем Пименовым
(1784-1833) и
Василием Ивановичем Демут-Малиновским
(1779-1846). Они создали основной тип декора
ампира с изображением оружия, воинов, знаков славы в виде венков, лент, гирлянд.
Произведения, созданные совместно этими мастерами, проникнуты патриотическим пафосом и
являются замечательными образцами русского
классицизма
.
Примером могут служить
скульптурное оформление Горного института
(1809-11) и
Михайловского дворца,
ныне
Русский музей (1823-25) в Санкт-Петербурге, а также
Колесница Славы на Триумфальной арке
Главного штаба
(1827-28).
В 1804-1818 гг. скульптор
Иван Петрович Мартос
(1754 — 1835), чья творческая
карьера началась еще в XVIII столетии, создает
памятник Минину и Пожарскому
. Идея
создания такого памятника принадлежала Вольному обществу любителей словесности, наук и
художеств. Проект Мартоса выиграл конкурс, оттеснив проекты таких известных скульпторов
как Ф. Ф. Щедрин, И. П. Прокофьев, В. И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов. Средства для
строительства памятника были собраны по общественной подписке. Работа над ним совпала с
Отечественной войной 1812 года, поэтому в памятнике воплотились настроения
патриотического подъема, охватившие русское общество в связи с отражением нашествия войск
Наполеона.
На первых эскизах фигуры получались несколько излишне патетическими и
театральными. В последующих эскизах подчеркивается значение Минина, его решающая роль в
организации отпора оккупантам. Бронзовые фигуры выдержаны в тоне гражданского пафоса,
суровой торжественности. Роль горожан отражена в бронзовых рельефах на гранитном
постаменте.
Готовый памятник транспортировали для установки водным путем из Петербурга в
Москву в 1818 году. Скульптор вопреки воле Александра I настоял на выбранном им месте — в
центре Красной площади, ближе к классицистическому зданию Торговых рядов, так, чтобы
скульптура смотрелась четким силуэтом на фоне его главного портика. Жест Минина обращен в
сторону Кремля. Позднее памятник переместили к храму Василия Блаженного. За его создание
Мартос получил звание действительного статского советника и ежегодную пенсию. Крупными
работами Мартоса являются также
памятник Павлу I
(1807) в Павловске,
Э. Ришелье
в Одессе
(бронза, гранит, 1823-1828),
памятник Александру I
в Таганроге (бронза, гранит, 1828-1831),
Ломоносову
в Архангельске (1826-1829).
Мартос проявил себя и как
крупный мастер монументально-декоративной
скульптуры:
статуя
«Актеон»
для большого каскада Петергофа (1801, золоченая бронза),
рельеф
«Моисей источает воду из камня»
на аттике Казанского собора в Петербурге (1804
1807, известняк), бронзовая статуя
Иоанна крестителя,
украшающая портик Казанского
собора, а также фигуры
четырех евангелистов
.
В 25-ю годовщину разгрома наполеоновской армии на площади перед колоннадой
Казанского собора (в северном приделе которого находился прах Кутузова) были установлены
памятники
Кутузову и Барклаю - де - Толли.
Автором этих замечательных монументов был
скульптор
Борис Иванович Орловский
(1796-1837).
Благодаря ему,
Казанский собор