204
По случаю смотрин дочери хозяин вошел в расходы. Приготовлена обильная закуска с
вином. Хозяева празднично разнаряжены. Особенно богат наряд невесты, на обнаженной шее, и на
руках сверкают драгоценности. Бальное, сильно декольтированное платье не соответствует скучной
обстановке комнаты, темной окраске ее стен, строгой симметрии в развеске картин, как бы
запечатлевшей твердую волю хозяина.
Все находящиеся в комнате — в сильном движении. Невеста готова упорхнуть, мать
ухватила ее за подол. Хозяин торопливо застегивается. Сваха угодливо рекомендует жениха. Тот
молодцевато расправляет усы, чтобы в следующую минуту с полным блеском вступить в гостиную.
Федотов дал совершенно отчетливую характеристику купеческой семьи, бездушной, бесчеловечной
атмосферы дома. В пределах одной сцены Федотов изобразил жестокие нравы людей, для которых
грубо материальные интересы выше простых человеческих чувств.
Картина «Сватовство майора» принесла автору настоящий триумф. Но вскоре
отношение к творчеству Федотова изменилось. В его картинах критики стали усматривать «злобу и
сатирическую насмешку над изображаемыми лицами». Стало известно, что имя Федотова
фигурировало на следствии по делу петрашевцев. В прессе началась травля художника.
По натуре человек веселый, балагур и острослов, он постепенно пре вращается в
мрачного, раздражительного, молчаливого. Ради искусства Федотов отказался от военной карьеры,
личного счастья и благополучия. Своему однополчанину А. Дружинину он признавался:
«Меня не станет на две жизни, на две задачи, на две любвик женщине и к искусству... Нет, чтобы
идти и идти прямо, я должен оставаться одиноким зевакой до конца дней моих». Теперь все жертвы,
принесенные им ради живописи, казались бесполезными: художник был окружен стеной
непонимания и враждебного отношения. Он замыкается в себе и постепенно теряет веру в людей, а
вместе с верой — и рассудок.
Последние полгода жизни прошли для Федотова в страшных мучениях. Иногда болезнь
как бы отступала. Тогда появлялось страстное желание видеть друзей. Но они так и не приходили...
Рядом
с
больным
оставался
только
его
верный
денщик
Коршунов.
Художник умер в больнице для душевнобольных, тридцати семи лет от роду. О его смерти широкого
оповещения
не
было.
Хоронили почти тайно.
Критический реализм утверждался в борьбе с официальным искусством,
представленным руководством Академии художеств. В
1863
г. группа студентов-выпускников
отказалась писать программные картины на сюжеты скандинавского эпоса, предложив вместо этого
выбрать тему, связанную с проблемами современного общества. В этом им было отказано. В знак
протеста художники во главе с И. Н. Крамским, не окончив официально курса, покинули Академию,
образовав
«Петербургскую артель художников»
. В 1870 г., уже в Москве, И. Н. Крамской, В. Г.
Перов, Н. Н. Ге, и Г. Г. Мясоедов организовали
«Товарищество передвижных художественных
выставок»
. Товарищество устраивало выставки в Петербурге, Москве, Харькове, Казани, Орле,
Одессе. В состав товарищества передвижников в разное время входили И. Е. Репин, В. И. Суриков,
А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, А. И. Куинжи, И. И. Левитан, М. В. Васнецов, Н. А. Ярошенко и др.
Общепризнанным идейным лидером этого объединения был
Иван Николаевич
Крамской
(1837-1887). «Художник есть критик общественных явлений, какую бы картину он ни
представил, в ней ясно отразится его миросозерцание, его симпатии и антипатии, а главное - та
неуловимая идея, которая будет освещать его картину. Без этого света художник ничтожен», -
считал Крамской.
Крупнейшая работа И. Н. Крамского - картина
«Христос в пустыне»
(1872 г.).
Несмотря на сходство идейных позиций, его творческая манера во многом отличается от подходов В.