191
Волна высокого классицизма начала века представлена тремя именами: А.Н.
Воронихин, Ж. Тома де Томон, А.Д. Захаров.
Крупнейший архитектор этого времени
Андрей Никифорович Воронихин
(1759
1814). Главное творение Воронихина -
Казанский собор
(1801- 1811), величественная
колоннада которого образовала площадь в центре Невского проспекта, превратив собор и
окружающую застройку в важнейший градостроительный узел центра Петербурга. В 1813 г. в
соборе был погребен М. И. Кутузов и собор стал своеобразным памятником победам русского
оружия в войне 1812 г. Позже на площади перед собором были установлены статуи Кутузова и
Барклая де Толли, исполненные скульптором Б. И. Орловским.
Создание Казанского собора явилось решающим этапом в жизни Андрея
Никифоровича Воронихина и вместе с тем сыграло большую роль в развитии всей русской
архитектуры начала XIX века. Задача, стоявшая перед архитектором при проектировании
Казанского собора, была очень сложной. Согласно заданию, требовалось соорудить перед
зданием колоннады, подобные колоннадам Бернини перед собором Петра в Риме. Но ориентация
участка была неблагоприятной для постройки такого крупного церковного сооружения.
Воронихин с исключительным мастерством справился со стоявшими перед ним
трудностями. Он расположил колоннады не со стороны западного (главного), а со стороны
северного (бокового) фасада, обращенного к Невскому проспекту. Уровняв антаблемент
колоннад с антаблементом основного ордера, Воронихин достиг чрезвычайной цельности и
органичности решения. Великолепная чугунная решетка обрамляет западный фасад здания.
Очень большая роль в облике здания была отведена монументально-декоративной
скульптуре. В проекте собора были предусмотрены разнообразные скульптурные композиции:
многочисленные рельефы, частью квадратные, частью в виде больших фризов, большие статуи в
портиках и у колоннад. К выполнению их были привлечены крупнейшие русские скульпторы
того времени - Прокофьев, Мартос, Щедрин. Кроме того, вместе с ними работало несколько
молодых мастеров: Демут-Малиновский, Пименов и другие.
Образцом русского ампира является
здание Биржи
(1805 —1810), возведённое
Жаном Француа Тома де Томоном
(1760 - 1813). Главный корпус, заключающий основные
помещения, поднят на высокий облицованный гранитом цоколь, предназначавшийся для
торговых складов. Основной объем здания, главный зал, выступает по высоте над всем
сооружением. Оба торцовых фасада выходят на широкие площади. Монументально-лаконичный
силуэт, мощная дорическая колоннада Биржи в сочетании с поставленными по краям
ростральными колоннами организуют не только ансамбль стрелки Васильевского острова,
разделяющей два русла Невы перед ее впадением в Финский залив, но и влияют на восприятие
как Университетской, так и Дворцовой набережных.
Здание Биржи отличают тяжелые, грузные пропорции, здесь ощутимо стремление к
подчеркнуто монументальному решению при лаконичности общей объемной и силуэтной схемы.
Томон широко использовал прием контрастных сопоставлений полуциркульных арок,
колоннады и тяжелого гранитного пьедестала, различного формата рустов, чтобы достигнуть
впечатления торжественности и монументальности. Широко применена декоративная
аллегорическая скульптура (у пьедесталов ростральных колонн, над колоннадами торцовых
фасадов, в интерьере), которая, как и у Захарова и Воронихина, помогает выявить назначение
здания. Основное и решающее в индивидуальном стиле
Томона - соединение
монументальности и мужественной суровости, при наличии безошибочного чувства пропорций.
Ещё один представитель русского ампира,
Андреан Дмитриевич Захаров,
вошёл в историю архитектуры прежде всего как автор всемирно известного уникального здания