Стр. 190 - 2

Упрощенная HTML-версия

190
именно на 1812 - 1825 гг. Новый стиль объединил все тенденции русской культуры этого
времени, создал стилевое единство, стержень гармонии в «золотом веке» русской культуры.
В основе высокого классицизма лежат принципы монументальности, простоты и
логической ясности художественного образа, которые были присущи и классицизму ХVIII
столетия. Но теперь развитие этих черт достигло
кульминации.
Скульпторов и зодчих все более
привлекает гражданственная героика античного мира. В то же время гражданственный пафос,
выраженный в архитектуре этого периода, имеет неизмеримо более широкую общественную
основу. Здесь как раз и получило свое наиболее яркое выражение то
чувство национального
достоинства, которое было рождено в антинаполеоновских войнах, и в особенности в
Отечественной войне 1812 года.
В архитектуре всё чаще встречаются обращения к суровому лаконизму греческого
дорического или тосканского ордеров. В сооружении подчеркивается
объем здания и мощь
гладких глухих стен.
Отдельные
элементы ордера укрупняются :
колоннады, оконные проёмы
и арки порой получают гиперболизированное, почти титаническое звучание. К концу
рассматриваемого периода в архитектуре усиливаются черты величавости, праздничной
торжественности.
Основой
российского ампира стал уже адаптированный
петербургский классицизм
,
который в конце XVIII в. активно
пропагандировал идею державности.
Классическое наследие
толковали ближе к традиции императорского Рима. Мощный облик греческой дорики используется
для того, чтобы подчеркнуть грандиозность и торжественность здания, но
пышность
императорского Рима все чаще берет верх.
Предпочитаются колонны коринфского ордера, более
пышные и нарядные. В архитектуре ампира необыкновенно популярными становятся символы три­
умфа и величия: колоннады, арки, богатый декор, скульптура. Черно-бело-золотая гамма
императорских цветов становится исключительной принадлежностью ампирных построек.
Увеличивается значение скульптуры
во внешнем и внутреннем убранстве зданий.
Сюжетный рельеф и статуя еще более, чем это было в конце XVIII века, обособляются от чисто
декоративных мотивов скульптурного убранства; они приобретают большую смысловую
наполненность, раскрывая те идеи и представления, которые связаны с общественным
назначением данной постройки. Все это подчеркивает монолитную мощь сооружения в целом.
Богатый скульптурный декор строго подчинен единому смысловому и пластическому ритму,
благодаря чему здание и его декор сливаются в единый образ. В архитектуре высокого
классицизма существенную роль играет цвет. Она,
как правило, двухцветна.
Белые колоннады,
лепнина, рельефы и статуи отчетливо выделяются на интенсивно окрашенном желтом или
сером фоне оштукатуренных стен. Отмечаются также и сдвиги в строительной технике:
начинают использоваться
новые строительные материалы
- чугун, кованое железо.
Это был период исключительного размаха русского градостроительства.
Повышается
интерес к ансамблевой застройке
, к органичному включению сооружений в
систему улиц и площадей. Особое внимание обращалось на возведение общественных и
административных
зданий, строящихся с тем расчетом, чтобы формировать центр
общественной жизни того или иного района города.
Этими грандиозными ансамблями был задан облик Санкт- Петербурга,
окончательно определен его державный, имперский колорит: желто-белый, с использованием
черного цвета в декоративных элементах. Плавный переход к стилю ампир в русской классике
был связан с новым качеством национального самосознания и новой функцией столичной
архитектуры. Огромный размах строительства в Петербурге был подчинен оформлению его как
настоящей европейской столицы, соперницы Парижа.