189
героически-пафосная преувеличенность чувств воспринималась уже как фальшь. Драматургия
Островского, исключавшая применение трафаретных «театральных» приемов, в то же время
предъявляла актеру требования более серьезные, чем достижение внешнего подобия. Морально
этический аспект пьес великого драматурга, осуждение «темного царства» подразумевали
проникновение в социальную психологию персонажей и наиболее естественное воплощение
.
Оплотом сценического реализма стал
Малый
(московский)
театр
- театр Щепкина
и Островского. Именно на его сцене в лице его актеров образы Островского получи
великолепных исполнителей. П. М. Садовский стал непревзойденным исполнителем - Дикого в
«Грозе», Самсона Силыча Болынова в «Свои люди - сочтемся» и др. Его сын М. П. Садовский
считался лучшим Хлестаковым. О. О. Садовская играла роли купчих и свах в пьесах
Островского, Матрены («Власть тьмы» Л. Толстого), графини-бабушки («Горе от ума»
Грибоедова).
Среди многих замечательных актеров Малого театра одно из первых мест принадлежит
Марии Николаевне Ермоловой
(1853-1928). Особенностью творческой манеры Ермоловой было
«вживание» в образ, потребность еще до спектакля жить и чувствовать в этом образе. И этим путем
перевоплощения в создаваемый образ артистка достигала такой передачи «правды чувств», что
полностью убеждала в этом и зрителя. Это необычайное слияние артиста с созданным им образом
рождало глубокую веру зрителя в полную реальность сценического создания и сценического
действия.
Она создала образ эмансипированной женщины, выступающей против семейного и
общественного гнета. Как трагедийная актриса она наделяла своих героинь бескомпромиссной
идеальностью, жаждой правды, жертвенностью. Прославилась в ролях: Марии Стюарт («Мария
Стюарт» Ф. Шиллера), Лауренсии («Овечий источник» Лопе де Веги), Иоанны д'Арк («Орлеанская
дева» Шиллера), в драмах А. Н. Островского («Таланты и поклонники» — Негина, «Без вины
виноватые» — Кручинина).
Александрийский театр был менее восприимчив к новым веяниям. Тем не менее
яркие дарования талантливых артистов, таких, как К. А. Варламов, В. Н. Давыдов, М. Г. Савина,
способствовали росту уровня казенной сцены. Выдающаяся актриса В.Ф.Комиссаржевская
предпочла покинуть императорский Александринский театр и создать в Петербурге свой театр,
свободный от казенщины и рутины.
Таким образом, во второй половине XIX века, проходя славный и сложный путь
развития, русский драматический театр становится важным общественным фактором,
демонстрируя в лучших своих образцах высокие этические идеалы.
АМПИР И ЗКЛЕКТИКА В АРХИТЕКТУРЕ XIX ВЕКА
В отличие от других видов искусства в русской архитектуре первой половины XIX
века сохраняет свои позиции
классицизм
, вступивший в стадию наивысшего развития -
высокий классицизм,
часто именуемый
русским ампиром.
Появление стиля ампир было
вызвано небывалым прежде ростом национального самосознания в начале века. Именно в
архитектуре этого стиля полнее всего выразилось
имперское мироощущение
.
Военно-политический триумф России
в европейском соперничестве
придал
русскому ампиру особенно сияющий, ликующий характер.
Лучшие его образцы приходятся