188
проблемам того времени. Зрители в столице и провинции хотели видеть на сцене российскую
действительность.
Актуальность тематики и идейная направленность делаются характерной
чертой новой драматургии.
Репертуар стал отражать жизнь всех слоев населения России и
целый ряд общественно значимых вопросов — на сцене предстают: проблема отцов и детей,
женский вопрос (общественное и семейное положение женщин), обличение взяточничества и
казнокрадства чиновников и одобрение честных интеллигентных тружеников, вопрос о личной
свободе человека и его правах и т. д. и т. п.
Наиболее полное и художественное претворение
тема русской действительности
получила в творчестве
Александра Николаевича Островского
. Начальный период творчества
драматурга развивался под непосредственным влиянием
«натуральной школы».
То есть он
стремился не только к воспроизведению русской жизни, преимущественно через образы
представителей купечества, но и к показу темных ее сторон, низменных страстей, косности,
невежества. Эти черты творчества Островского проявились уже в первых его пьесах, например,
«Свои люди - сочтемся» (1850).
Со временем в произведениях драматурга на смену дремучим купцам-самодурам
вроде Тита Титовича Божкова («В чужом пиру похмелье») приходят лощеные дельцы
капитализма, такие как Паратов в «Бесприданнице», который откровенно говорил о себе: «У
меня, Мокий Парменович, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно».
Устами талантливого механика-самоучки Кулигина в «Грозе» Островский констатировал:
«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего кроме
грубости и бедности нагольной, не увидите». Автор обращается и к миру чиновничества. Здесь
тоже погоня за прибылью, средством же для приобретения достатка является взятка.
Продолжая жанр социально-психологической драмы, Островский целый ряд своих
произведений посвятил судьбам «положительных героев» - честных, духовно красивых людей,
среди которых особым лиризмом отмечены женские образы. Уже в «Грозе» (1859) естественные
человеческие чувства, чистота и цельность Катерины приходят в столкновение с косностью,
ханжеством, лицемерием и деспотизмом Кабанихи и Дикого. События семейной драмы
вырастают до значения народной трагедии.
Особое место в репертуаре русских драматических: театров заняла во второй
половине XIX века
историческая драма.
За два десятилетия 60-70-х годов в столичных театрах
было поставлено более 40 новых исторических пьес, среди которых были такие, как «Борис
Годунов» Пушкина. Значительным вкладом в историческую драматургию явились пьесы
Островского — драматическая хроника «Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Дмитрий
Самозванец и Василий Шуйский», «Тушино» и «Василиса Мелентьевна». Последняя,
написанная в соавторстве с С. А. Гедеоновым, выдержала в первый же сезон 23 представления.
Из известной трилогии А. К. Толстого разрешена была цензурой к постановке только «Смерть
Иоанна Грозного».
Таким образом, отечественная драматургия выдвинула ряд социальных и моральных
проблем, которые предстояло воплотить русскому драматическому театру. Новая драматургия
требовала и новых методов воплощения. Острая характерность творчества Островского,
интеллигентность и тонкий психологизм Тургенева нуждались в новых методах сценического
искусства.
Вторая половина XIX века в истории сценического искусства так же, как и в
драматургии, отмечена кардинальными изменениями. Новый этап в формировании актерской
школы отличался прежде всего тяготением к изображению правды жизни. Мелодраматическая и