187
творческий процесс, то провинциальные театры - от невежественных антрепренеров, тяжелых
материальных и бытовых условий, обилия сезонных постановок. И те и другие - от драмати
ческой цензуры. Цензура, оберегая престиж духовенства, чиновников и офицеров, не пропускала
пьесы, где представители этих сословий появлялись в «неподобающем виде».
Главная роль в спектакле отводилась актерам. Деятельность режиссера сводилась
зачастую к указанию мизансцен. Постановочная часть не отвечала сколько-нибудь
значительным требованиям. В таком первоклассном театре, как Александрийский, применялась
система стандартных декораций - средневекового замка, обычной комнаты, зимнего пейзажа и т.
п. Суворин замечал по этому поводу, что «на Александрийской сцене... не умеют расставить
мебель, ни сообразить, что богатый обставляет свою жизнь богато, а бедный - бедно». Костюмы
так же редко соответствовали изображаемому времени. Так, в Малом московском театре
персонажи «Горя от ума» выступали в костюмах по моде 60-70-х годов XIX века.
По мере развития театрального дела
возрастало и количество работников сцены.
актеров, костюмеров, бутафоров, подсобных рабочих и т. п. Постепенно
менялся и социальный
состав актерской среды
- наряду с выходцами из мещанского сословия появляется
значительное количество дворян, для которых театр стал жизненным призванием. Артистами
становились гимназисты, студенты, чиновники, оставившие государственную службу,
вышедшие в отставку офицеры. В связи с этим общественное положение артистов
во второй
половине X IX
века значительно изменилось по сравнению с предыдущим периодом. Прежде
всего,
исчезло из обихода унизительное название «комедиант»
- артисты были признаны
равноправными членами общества. Корифеи столичных театров, пользовавшиеся заслуженным
признанием и получавшие значительное жалование,
занимали видное место в культурной и
общественной жизни страны.
Заметно повысился и культурный уровень артистов, уже не
редкостью на сцене становились люди с высшим образованием, особенно среди артистической
молодежи 80-90-х годов. В то же время многие актеры оставались малокультурными,
лишенными интеллектуальных интересов людьми.
Во второй половине XIX века
основной и наиболее активной частью
посетителей театров являлась в основном разночинная интеллигенция
, которую составляли
профессора и студенты высших учебных заведений, юристы, врачи, журналисты, писатели,
ученики старших классов, служащие государственных учреждений. Эта категория зрителей
сменила в драматических театрах «просвещенное дворянство», точнее представителей высших
слоев дворянского сословия, которых не устраивало содержание драм и которые стали
предпочитать балетные и оперные спектакли, особенно спектакли иностранных трупп.
К началу второй половины XIX века на сцене русских драматических театров
преобладали те же жанры театральных представлений, которые господствовали в течение первой
половины века: драма, комедия, водевиль. Круг персонажей значительно расширился. В пьесе
теперь стало фигурировать множество лиц различного социального положения и профессий.
В 60-х годах приобрела популярность, особенно на сцене Александрийского театра,
оперетта.
Так, в 1864 году там были поставлены оперетки Зуппе «Десять невест и ни одного
жениха» и Оффенбаха «Орфей в аду». Значительное место в репертуаре русских театров в 60 -70
е годы занимала
мелодрама.
Но ни мелодрама, ни оперетта не могла удовлетворить более
взыскательную публику. Несмотря на то, что в репертуарах русских драматических театров была
представлена классическая драматургия - комедии Грибоедова, Гоголя, пьесы Шекспира,
Шиллера, Гюго, периодическая печать, выражая интересы передовой общественности, требовала
от драматургов обращения к современности, к обыденной жизни, к болезненным социальным