192
Главного Адмиралтейства
(1806-1823). Фасад Адмиралтейства растянулся на 406 м. В центре
его расположена триумфальная арка с высоким золоченым шпилем, ставшим одним из символов
города. Основное в его композиции - чёткая, ритмическая система. На огромной протяжённости
в главном фасаде выделено три основных элемента: центральный, решённый в виде
триумфальной арки, служащий опорой башне со шпилем, и два симметрично расположенных
боковых. Последние состоят, в свою очередь, из трёх колонных портиков, средний увенчан
фронтоном. Трёхчастный принцип композиции Захаров использовал и на боковых фасадах,
обращённых к Зимнему дворцу, и к Сенатской площади. Эти два фасада идентичны.
Адмиралтейство Захарова являет пример подлинного синтеза искусств.
Архитектором широко были привлечены мастера скульптуры. Ф.Щедрин создал группы муз,
поддерживающих земную и небесную сферы; И.Теребенёв - большой фриз на тему зарождения
в России флота; С.Пименов и В.Демут-Малиновский - фигуры ветров и стихий над колоннадой
центральной башни. Скульптура применена также на фронтонах и на отдельных участках стен.
Задача решалась комплексно: пластические элементы вводились только там, где они были
необходимы для решения общей художественно-композиционной задачи. И архитектура, и
связанная с ней скульптура общими усилиями развивали идейно-образную тему морского
могущества России.
Высшим достижением ампирной архитектуры Петербурга явилось творчество
знаменитого архитектора
Карла Ивановича Росси
(1775-1849). Наследие его огромно. Одним из
лучших его творений является
комплекс Михайловского дворца
(ныне Русский музей). При всей
чёткости и простоте объёмного решения, комплексу присущи черты парадности,
монументальности и вместе с тем удивительной лёгкости. Превосходны интерьеры, из которых
сохранились парадная лестница, объединённая с вестибюлем, и Белый зал.
Росси также принял участие в оформлении
Дворцовой площади,
прилегающей к
Зимнему дворцу Растрелли. Росси замкнул ее классически торжественным зданием
Генерального Штаба,
украшенным триумфальной аркой, вершина которой увенчана
колесницей Славы работы скульпторов С.Пименова и В.Демут-Малиновского. Своим
величественным обликом здание Главного штаба отразило героизм русского народа в войне 1912
года.
Черты триумфальной приподнятости, особой мажорности архитектуры - эти
признаки нашли своё отражение и в созданном Росси
ансамбле Александрийского театра
.
Строительство Александринского театра - лучшего театра Европы того времени - приходится на
1828 —1832. Главный фасад театра решен в виде необыкновенно эффектной глубокой лоджии с
шестью коринфскими колоннами, поднятыми на высокий цокольный этаж. Также, Росси были
спроектированы здания
Публичной библиотеки, Сената и Синода.
Замечательные памятники ампирной архитектуры создал
Василий Петрович
Стасов
(1769 — 1848). Им спроектированы
Павловские казармы
на Марсовом поле в
Петербурге и
Императорские конюшни.
В Петербурге Стасов построил два больших собора -
Спасо-Преображенский
(1827-29) и
Троицкий
(1828-35), оба стали памятниками архитектуры
позднего классицизма. В
Омске
результатом творчества талантливого архитектора стал
Никольский казачий собор
(1840).
Большую роль в творчестве Стасова играют триумфальные сооружения, после
войны 1812 эти постройки становятся главными. Триумфальными сооружениями Стасова были
чугунные ворота «Любезным моим сослуживцам»
в Царском селе (ныне Пушкин),
Нарвские
триумфальные ворота
(1827-34; медная колесница - скульптор П. К. Клодт, С. С. Пименов,
скульптурный декор - М. Г. Крылов, Н. А. Токарев и др.) и
Московские триумфальные ворота
(1834-38; скульптор Б. И. Орловский) - одно из лучших произведений зодчего. Монументальные