Стр. 183 - 2

Упрощенная HTML-версия

183
звучать «глас острый, жестокий, часто усекаемый», то есть прерывистый; в печали - «глас пла­
чевный, но не грубый, не громкий, медленный и ослабляющий»; в страхе слова нужно было
произносить тихо, низким голосом и словно заикаясь; в веселом настроении - произносить
«пространно», весело, в меру громко, прерывая речь восклицаниями. При этом жесты должны
соответствовать интонации, подчеркивать ее. В гневе или ревности движения должны быть
«обильны» ми и острыми», брови - насупленными, все тело - выпрямленным и напряженным.
Этим отличалось и творчество крупнейшей актрисы классицистического репертуара
Екатерины Семеновой
«Говоря о русской трагедии, говоришь о Семеновой и, может быть,
только о ней», — писал Пушкин в 1820 году. Однако классицистическая манера игры для начала
XIX века являлась уже устаревшей, мало понятной не только зрителям, но и самим актерам.
В театральном действии зритель начала XIX века наряду с веселой
занимательностью искал «подобия жизни», причем современной жизни с ее современными
проблемами и конфликтами, у героев - подобие обыкновенных человеческих чувств и
переживаний.
Поэтому уже
в первом десятилетии XIX века сентиментализм
с его
преимущественным вниманием к внутреннему миру человека, с его демократическими устрем­
лениями закономерно приобретает популярность и в литературе, и в театре.
Так,
Н. И. Ильин
в пьесе «Великодушие, или Рекрутский набор» обращается,
подобно Карамзину в «Бедной Лизе», к изображению крестьянской жизни. В основу сюжета
драматургом положен случай незаконной сдачи в рекруты крепостного, которого местные власти
хотели удалить из-за личных мотивов. Действие происходит не в помещичьей, а в
государственной деревне, и автор, таким образом, критикует крепостное право не как произвол
отдельного тирана, а как общегосударственное явление. В пьесе угнетателям противопоставлен
крестьянский мир, сохранивший первоначальную чистоту человеческих отношений. Образы
крестьян отличаются чувством справедливости, человеческого достоинства, доброты,
самоотверженности.
В струе сентиментализма развивалось творчество и другого драматурга начала XIX
века -
В. М. Федорова.
Федоров был необыкновенно плодовитым драматургом, в короткий срок
им был написан ряд пьес «Любовь и добродетель», «Лиза, или Следствие гордости и
обольщения », « Клевета и невинность », « Русский солдат, или Как хорошо быть добрым
гражданином» и др., исполненных самых верноподданнических чувств, квасного патриотизма и
восхваления крепостного права.
Таким образом, сентименталистская драма в русской драматургии получила
двойственное развитие.
Тенденции сентиментализма способствовали усилению в искусстве
идей народности, социального гуманизма, интереса к внутреннему миру человека. В этом
отношении сентиментализм подготовил формирование революционно-романтической эстетики
декабристов. С другой стороны, произведения, подобные драмам Федорова, положили начало
псевдонародной монархической драмы.
В построении драматических произведений писатели-сентименталисты отказались
от эстетических канонов классицизма. Действие пьесы, не ограниченное условностями
(единством времени, места и действия), развивалось свободно в соответствии с ведущим
конфликтом сюжета. Но, подобно классицистической трагедии, сентиментальная драма
сохраняла нравоучительный, морализирующий характер. В заключительном акте пьесы порок,
как правило, подвергался наказанию, добродетель торжествовала.