Стр. 182 - 2

Упрощенная HTML-версия

182
В начале XIX века в Петербурге их было несколько: это дворцовый театр в
Эрмитаже, Большой театр - огромное четырехъярусное здание, помещавшееся между Мойкой и
Екатерининским каналом, и Малый театр, построенный в 1801 году архитектором Бренна у
Аничкова моста. Наряду с русскими оперной, балетной, драматической труппами там выступали
иностранные - французская и итальянская.
В 1832 году по проекту известного архитектора К. И. Росси был построен
прекрасный драматический театр, оборудованный по последнему слову театральной техники и
получивший название в честь жены Николая I — Александры Федоровны — Александрийский.
Новыми театрами украсилась Москва. Здесь в 1806 году был открыт Малый театр,
ставший по преимуществу драматическим, А в 1825 году закончено было строительство
Большого театра.
Классицизм являлся основным направлением русского театра во второй половине
XVIII века. Однако уже
в середине первого десятилетия XIX века интерес к
классицистической трагедии снова пробуждается
, чему в значительной мере способствует
творчество молодого способного драматурга
Вячеслава Озерова.
При сохранении некоторых традиционных элементов (соблюдение единства,
противопоставления добра - злу, чувства - долгу, приподнятого стихосложения и проч.)
трагедии Озерова, по существу, знаменовали уже
отход от классических форм.
Например, в трагедии «Эдип в Афинах» в противовес античной трактовке автор
изображает героя пьесы
жертвою не рока, а общественной несправедливости.
Еще одна
особенность произведений Озерова привлекала публику -
умение автора на основе исто­
рического материала затрагивать современные социальные или политические вопросы.
Так
в период разгорающейся борьбы России с наполеоновской Францией драматург обращается к
сюжетам национальной истории, к героико-патриотической теме. Так, в 1807 году им была
написана трагедия «Дмитрий Донской», имевшая невиданный успех. Пьесами Озерова по
существу завершался период классической трагедии в русской драматургии.
Каноны классицистической трагедии получили развитие в творчестве многих
русских актеров провинциальных и столичных театров и оказались жизнеспособными на
длительное время. Блистательно утвержденные в конце XVIII века актером
Дмитриевским,
они
не утратили своей значимости до 30-х годов, когда увлекали зрителей в искусстве
Василия
Андреивича Каратыгина.
Вместе с тем каноны классической трагедии породили особую манеру
актерского мастерства. Условность содержания и структуры классицистической трагедии
порождала и условность исполнительской манеры. Облаченный в античную тогу и котурны
трагический актер должен был и соответствующе вести себя на сцене, выступать особой поход­
кой: «с приподнятой осанкой», с «несколько возбужденными движениями груди и всего тела».
Голос должен быть особенно звучным, полным, сильным, каждое слово должно произноситься
«величественно и изящно».
Кроме того, поскольку действующие лица трагедии являлись олицетворением
определенных качеств человеческой натуры (нежность, коварство, простодушие и т. п.), то
задачей артиста становилась
предельно ясная их передача
, чтобы у зрителя не возникало
сомнения в том, кто перед ним - страдающая добродетель или вероломное коварство.
Естественно, что
подобные стремления воплощались целым рядом довольно примитивных
приемов.
В сценических руководствах конца XVIII века мы находим подробные указания о
том, как следует выражать дикцией или пластикой те или иные чувства. Так в гневе должен был