181
что мучит и губит людей. Тема жизни и смерти, в философском осмыслении, доминировала в
большинстве его произведений. Гаршин ставит вопрос перед читателем: зачем мучения, зачем
войны, если они не меняют положение тысяч простых людей, не нарушают социальной
несправедливости? В 1883 году писатель завершил лучшее свое произведение - рассказ
«Красный цветок». В этом рассказе поступок душевнобольного приобретает в рассказе характер
героической битвы с мировым злом.
При всем разнообразий творческих подходов и методов писателей второй половины
XIX века большинство стремилось нравственно воздействовать на читателей и видело в этом
высшее предназначение литературы. Отсюда та страстность и проповедничество русской
беллетристики, которые удивляли европейских писателей.
ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В XIX ВЕКЕ
Еще одним прямым следствием развития словесности в XIX веке можно считать
возрастание роли драматического театра в жизни общества
. Постепенно увлечение театром
захватывает все боле широкие слои дворянства. Крепостные театры многих вельмож, по отзывам
современников, достигли высокого художественного уровня. Зрителей восхищало богатство
постановок, изящество и музыкальность исполнения, удивляло сценическое мастерство крепостных
актеров.
Но по мере роста популярности сценического искусства
крепостной театр из
«домашней» затеи превращается в коммерческое предприятие и становится театром
публичным.
Так, первое десятилетие XIX века отмечено появлением значительного числа кре
постных публичных театров.
Наибольшее количество находилось в Москве и Петербурге: из 103 городских
крепостных театров 53 действовали в Москве, 27 - в Петербурге и 23 - в остальных городах
Европейской России. Вместе с тем, значительным было распространение театральных заведений
на периферии: в Московской губернии было 63 театра, в Петербургской - 30, в Пензенской,
Курской, Орловской, Нижегородской - 5-7, Владимирской, Воронежской, Смоленской,
Полтавской - 2-4 и, наконец, в Вологодской, Волынской, Псковской, Симбирской - по 1 театру
на губернию. Всего около 170 театров в стране.
К началу 40-х годов
они практически прекращают свое существование, уступая
место
частным труппам, состоящим из вольнонаемных актеров, и государственным
театральным коллективам.
Однако наследие крепостного театра имело немаловажное
значение. Крепостной театр послужил начальным этапом в развитии русского сценического
искусства, он приобщил просвещенные круги русского общества к театральным зрелищам,
воспитал целое поколение актеров для государственной и частной сцены. В первые десятилетия
русский вольный театр пополнял свой состав главным образом за счет крепостных актеров. На
пример, в труппе Московского театра находилось немало актеров, оставшихся в крепостной
зависимости и отданных «напрокат» своими владельцами.
Первые десятилетия XIX века наблюдается дальнейшее развитие русского театра:
по-прежнему возрастает популярность театрального искусства, на смену театру крепостному
приходит «вольный театр» - государственный и частный.