Стр. 180 - 2

Упрощенная HTML-версия

180
нового произведения будет
изображение «положительно прекрасного человека», но «труднее
этого нет ничего на свете»
. В страшном мире чистогана, где все продается и покупается и
измеряется деньгами, появился странный человек - князь Лев Николаевич Мышкин -
бескорыстный, сострадательный, чистый сердцем.
Нравственный кризис
, переживаемый человечеством, по мысли писателя -
религиозный кризис.
Потерявшие веру люди совершают преступления, как Рогожин («Идиот»),
нравственно деградируют, становясь выразителями мирового зла, как Николай Ставрогин
(«Бесы»), образ которого как бы завершил многолетние раздумья Достоевского над
демонической «сильной личностью». Религия, любовь и самопожертвование только одни, по
убеждению Достоевского, могут спасти мир.
Центральной темой произведений Льва Николаевича Толстого (1828 -1910)
являлась
тема нравственного начала.
В романе «Война и мир» Толстой не только воссоздает
жизнь различных слоев русского общества, но и рассматривает проблему соотношения роли
народа и роли личности в истории, оценивая всё через призму вечных ценностей. Пьер Безухов
так же, как князь Мышкин, во многом выражает идейно-нравственные искания писателя. Через
образ Пьера Безухова Лев Николаевич
даёт нравственную интерпретацию войны как
величайшего зла.
Психологически точно и правдиво в романе показывается, как облагораживает
человека отказ от личных интересов во имя общего дела.
В романе «Анна Каренина» (1873-1877) Толстой описывает трагедию женщины,
находящейся во власти разрушительной «преступной» страсти. Писатель обнажает основы
светского общества, показывает
распад патриархального уклада, разрушение семейных
устоев.
А. А. Фет, написавший одну из первых критических работ об «Анне Карениной», в
письме к Толстому отзывался о романе, как о «строгом, неподкупном суде всему нашему строю
жизни», и добавлял - «а дело-то выходит бедовое».
Тема семьи приобрела в 70-е годы особо актуальное значение, поскольку развитие
буржуазных отношений заметно сказывалось на семейных ценностях. К семейной теме
обратился и
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
(1826 - 1889) в романе
«Господа
Головлевы»
. Так же, как и Толстой, он видит
в распаде семьи признак духовного нездоровья
русского общества
История семьи Головлевых - это история ее нравственного разложения. В
отличие от многих помещичьих семей, Головлевы в пореформенные годы не оскудели, а
наоборот, значительно разбогатели. Диалектика души собственника демонстрировалась автором
на примере Порфирия («Иудушки») Головлева, обогащению которого соответствовало
внутреннее опустошение, утрата не только родственных, но и чисто человеческих чувств.
Картина уничтожения родственных уз, разрыва связей между людьми составила тревожный фон
и романа Достоевского «Братья Карамазовы».
Как аналитик русского быта и незаурядный автор зарекомендовал себя перед
читателями
Антон Павлович Чехов
(1860-1904). Чехов открыл новые пути в развитии
отечественной и мировой драматургии. В своих пьесах он отказался от традиции деления
персонажей на «положительных» и «отрицательных». Характер чеховских героев развивается на
основе многопланового анализа разных мотивов поведения. Чехов чутко уловил тревожную
примету времени -
отсутствие взаимопонимания между людьми.
Его герои отгорожены
невидимой стеной, они слушают, но не слышат друг друга, погружаясь в мир собственных
переживаний.
Страдания обыкновенного человека, втянутого в эту подчас бессмысленную бойню,
были главным мотивом произведений Всеволода Михайловича Гаршина (1855-1888). Считая
человека и его жизнь величайшей ценностью, писатель в рассказах «Четыре дня», «Трус»,
«Офицер и денщик», «Из воспоминаний рядового Иванова» страстно протестует против всего,