Стр. 179 - 2

Упрощенная HTML-версия

179
Крестьянская тема стала определяющей в поэзии
Николая Алексеевича Некрасова
(1821 -1877), одного из немногих писателей в истории не только русской, но и мировой
литературы, так тесно связанного с народом. Описывая быт русской деревни, Некрасов был
далек от идеализации крестьянской жизни, он правдиво писал о непосильном, подневольном
труде пахарей, голоде и нищете, о тяжкой женской доле:
В полном разгаре страда деревенская...
Доля ты! — русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать...
В отличие от Тургенева, Решетникова и многих других авторов «крестьянских»
повестей, Некрасов
хотел видеть в крестьянстве опасную, роковую силу:
У каждого крестьянина
Душа, что туча черная -
Гневна, грозна - и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям!
Параллльно с критическим реализмом в русской литературе успешно развивалась
другая тенденция -
этико-философского романтизма
, которая была представлена довольно
большой группой поэтов-лириков. Среди них были представители старших поколений: Н. М.
Языков, С. П. Шевырев, А. С. Хомяков, Ф. И. Тютчев и молодые, начинающие поэты: А. А, Фет,
А. Н. Майков, Н. Ф. Щербина, Я. П. Полонский, Л. А. Мей. Они проявляли себя по
преимуществу или даже исключительно
в области пейзажной, любовно-элегической и
философской лирики,
почти не обращаясь ни к эпосу, ни к драме, ни тем более к бытовой прозе.
Они стремились так или иначе обойти вопросы социальной жизни, уходя от них в мир
внутренних переживаний личности, осознавая их в свете «вечных» вопросов жизни и смерти,
или отдавались романтическому восприятию природы.
Иное,
религиозное, нравственно-философское звучание
приобрёл
реализм
к
середине века в творчестве гениальных русских писателей Толстого и Достоевского. В своих
произведениях они ставят
под сомнение «новые ценности» «новых людей».
Романы
Федора Михайловича Достоевского
(1821-1881) наполнены поисками
смысла и идеала жизни. Исследуя насущные проблемы русской действительности, писатель
обращался
к общечеловеческим, вечным ценностям.
Размышления о будущем России
объединялись с характерными для Достоевского этико-философскими проблемами и, прежде
всего, с
осуждением морали «новых людей» и философии индивидуализма
, приводящей к
«разъединению» людей. Таким он описал каторжника Орлова в «Записках из мертвого дома».
В романе «Преступление и наказание» эта этико-философская проблема получает
дальнейшее развитие и строится на основе столкновения «теории» и «практики» Раскольникова
и христианского сострадания, человечности Сони Мармеладовой. Если в «Преступлении и
наказании» лишь один герой потерял веру, то в следующем крупном произведении
Достоевского, романе «Идиот», тлетворное влияние новых буржуазных отношений охватило
всех действующих лиц. В январе 1868 года Достоевский писал племяннице, что главной мыслью