Стр. 178 - 2

Упрощенная HTML-версия

178
прочно вошли в поэзию и прозу.
Вместо впечатляющего романтического героя-красавца с
пламенными очами в литературу пришел скромный, часто малопривлекательный наружно
персонаж, но наделенный высоким духовным потенциал лом.
Такими предстают, например,
герои романов Л. Толстого: Кутузов в «Войне и мире» — пожилой, обрюзгший, одноглазый;
Пьер Безухов — рассеянный увалень в очках.
Животрепещущим для русского общества являлся:
вопрос о дальнейшей судьбе
России
— как дальше развиваться стране, продолжать ли начатое дело реформ или повернуть
вспять? Какими идти путями — решительной революционной ломки всего отжившего или
медленного постепенного преобразования? Какие силы должны возглавить и совершить это? и т.
д. и т. п.
Одним из наиболее ранних и значительных произведений на эту тему стал
философско-утопический роман Николая Гавриловича Чернышевского
(1828-1889)
«Что
делать?».
Образы «новых людей», созданные в романе, воспроизводили не только и не столько
современных автору единомышленников, уже появившихся в русском обществе, но и будущее
их поколение. Так, в Рахметове с его аскетизмом, фанатичной преданностью делу революции
скорее
угадывается не шестидесятник, а герой «Народной воли» конца 70-х годов.
Лопухов,
Кирсанов, Вера Павловна не только наделены высокими нравственными достоинствами, но
волей и энергией, поэтому жизнь свою они могут строить согласно своим принципам.
Независимые в своих суждениях, трудолюбивые, они стремятся не только к личному счастью, но
и
к
общему
благополучию
и
к
тому,
чтобы
«помогать этому скорее прийти».
Наряду с представителями новой плеяды разночинной интеллигенции возник и
новый образ передовой русской женщины,
которая должна занять равное с мужчиной
положение в общественной жизни, достичь полной самостоятельности. Счастье ее не только в
любви, в семейной жизни, но и в полезной трудовой и общественной деятельности.
Роман Чернышевского полон размышлениями автора о прошлом, настоящем и
будущем России. Причем и в настоящем и в будущем страны огромную роль должны были
сыграть именно
«новые люди».
На них возлагались надежды по преобразованию русской жизни.
Можно предполагать, что имелось в виду и революционное воздействие. Но создание общества
социального равенства могло произойти лишь при условии перевоспитания, морального
совершенствования людей.
Совершенно
иные образы «новых людей»
и иные связанные с ними проблемы
предстают в известнейшем романе
Ивана Сергеевича Тургенева
(1818-83)
«Отцы и дети».
Евгений Базаров, так же как герои романа «Что делать?», — разночинец, так же как они, он
честен, принципиален, убеждения его прогрессивны и демократичны. Но он
лишен многих
привлекательных черт
, которыми Чернышевский наградил Лопухова и Кирсанова. Базаров
некрасив — «волосатый», с красными руками, резкость его суждений, порой доходящая до
грубости, бывает неприятна.
Базаров
отрицатель,
или как, его называют, нигилист, то есть
человек, который, по словам автора, «ко всему относится с критической точки зрения... не скло­
няется ни перед какими авторитетами...».
Актуальным для русских писателей с середины века стал
крестьянский вопрос
.
Дмитрий Васильевич Григорович
(1822-1899/1900) был одним из первых писателей,
изобразивших жизнь крепостной деревни. Его повести «Деревня» (1846), «Антон Горемыка»
(1847) рассказывали о нищете, забитости и бесправии крестьян. Крестьянская тема интересовала
и
Тургенева: в «Записках охотника» он создал глубоко лиричные образы крестьян,
одновременно выражаяч протест против крепостного права.