Стр. 177 - 2

Упрощенная HTML-версия

177
Это и колоритные зарисовки быта малоросских помещиков в повестях «Миргород», и
наполненные фантастическими и сказочными мотивами украинского фольклора «Вечера на
хуторе близ Диканьки», и мистичные «Петербургские повести» в которых гротеск, фантастика
(«Нос») сочетаются с пронзительно реалистичным изображением жизни задавленного жизнью
«маленького человека» («Шинель»).
В 1835 г. Николай Васильевич закончил комедию «Ревизор», сюжет которой был
подсказан ему Пушкиным. Комедия
без положительного героя
, в образах вороватых
провинциальных чиновников она демонстрировала портрет всей чиновно-самодержавной
Российской империи. Не случайно фраза городничего в финальной сцене: «Над кем смеетесь?
Над собой смеетесь» воспринималась как адресованная в зрительный зал. Своеобразным
сочетанием сатиры и лирики, реализма и гротеска является неоконченное произведение
«Мертвые души», названное самим писателем поэмой.
На середину века пришелся расцвет творчества графа
А. К. Толстого
(приходившегося Л. Н. Толстому троюродным братом). Из наиболее известных произведений
Толстого следует назвать стихотворение, впоследствии ставшее популярным романсом
«Колокольчики мои», и исторический роман «Князь Серебряный».
Особое значение, которое приобрела в I половине XIX века литература, обусловило
появление литературной критики как самостоятельного жанра. Высшие достижения в этой сфере
связаны с именем
Виссариона Григорьевича Белинского
(1811-1848), значение творчества
которого выходит далеко за пределы узколитературоведческих вопросов. В. Г. Белинский был
одним из тех мыслителей, усилиями которых утверждалось высокое гражданственное звучание
русской литературы. Во многом благодаря В. Г. Белинскому литературная критика в России
стала пространством идейной борьбы, форумом, на котором обсуждались важнейшие вопросы
жизни общества, трибуной, с которой передовые идеи шли в массы.
Обострение политических конфликтов, развитие общественной жизни, наконец,
изменения, произошедшие в сознании людей, требовали теперь от писателей не простого
изображения каких-либо событий, а объяснения сложных явлений бытия.
По словам Н. В.
Шелгунова, «в 60-е годы, точно чудом каким-то, создался внезапно совсем новый, небывалый
читатель с общественными чувствами, общественными мыслями и интересами, желающий
думать об общественных делах, желавший научиться тому, что он хотел знать».
Литературе придавалось значение
своего рода
«учебника жизни»
. Стихи,
проза, публицистические статьи писателей и критиков возбуждали живейший интерес
просвещенного общества. Наступившая эпоха новых буржуазных отношений внесла су­
щественные изменения в мироощущения людей. Романтический накал страстей в литературе и
жизни сменился трезвым прозаическим восприятием. В качестве господствующего направления
в литературе
на всем протяжении второй половины XIX века утвердился реализм, который
в тот период носил в основном ярко выраженный социально-обличительный характер.
Основу этого направления в 60-70-е годы составила творческая деятельность писателей, в свое
время образовавших так называемую
«натуральную школу»
— Некрасова, Григоровича,
Достоевского и более поздних крупнейших художников-реалистов: Тургенева, Островского,
Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого. При всем различии творческих начал их объединяло
обостренное
внимание к российской действительности
, обличение социальной несправед­
ливости, народолюбие и гуманизм. Также отметим аналитический подход, а также
широкомасштабность художественного мышления, когда человеческая индивидуальность
рассматривалась и оценивалась на фоне общенародной жизни, в соотнесении с ней.
Тематика литературных произведений носила в основном
национальный характер:
современные русские люди, с их чувствами и проблемами, русская жизнь, русский пейзаж