Стр. 176 - 2

Упрощенная HTML-версия

176
Создателем русского романтизма считают
Василия Андреевича Жуковского
(1783­
1852), поэта, чьи полные меланхолии, народных мотивов и мистических образов произведения
(баллады «Людмила» 1808 г., «Светлана» 1812 г.) стали образцами стиля новой литературы. Для
романтиков характерен
интерес к истории.
Не случайно В. А. Жуковским была переведена
«Одиссея» Гомера. Император ценил заслуги Жуковского: ему было доверено воспитание
наследника престола, будущего Александра II. А в 1841 г. Жуковский был избран академиком
Петербургской АН.
Помимо него представителями романтизма были
поэты-декабристы
К. Ф. Рылеев,
В. К. Кюхельбекер, А. А. Бестужев (Марлинский), А. И. Одоевский. Идейная основа их
творчества, конечно, очень отличается от романтизма Жуковского. В ней
преобладает поэзия
борьбы, свободы, она гораздо более оптимистична.
Иначе как романтическими нельзя назвать
и
ранние произведения Александра Сергеевича Пушкина
(1799-1837) и
Михаила Юрьевича
Лермонтова
(1814-1841).
Пушкин относится к числу тех писателей, чей творческий путь был отмечен
обращением к различным художественным направлениям. Как уже было сказано,
ранний
Пушкин
-
романтик
, в его произведениях можно даже обнаружить некоторое
влияние
сентиментализма.
В то же время
он родоначальник русского реализма.
Его роман в стихах
«Евгений Онегин» был назван В. Г. Белинским «энциклопедией русской жизни».
На первый взгляд Онегин напоминает излюбленный тип романтического героя -
разочаровавшийся в жизни, уставший от великосветского общества молодой человек,
стремящийся к уединению в деревенской глуши. Однако, внимательно вглядевшись в его образ,
нетрудно заметить, что
сам автор отнюдь не считает затворничество Онегина благородным
и поэтичным и не пытается убедить в этом читателя. Это не романтический «идеал».
Пушкин рисует реалистический портрет человека, который «играет» для самого себя одинокого
романтического героя. «Заигравшись», Онегин не смог оценить искреннего чувства в совсем не
соответствующей романтическим канонам, не «таинственной», не «роковой» деревенской
барышне Татьяне. Для Онегина дороже оказывается его красивая поза, за что он и
расплачивается в итоге. Помимо «Онегина» выдающимися образцами реализма в творчестве
Александра Сергеевича являются историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская
дочка», «Дубровский».
Трагической была гибель поэта. Конфликт, разгоревшийся при молчаливом
попустительстве великосветского окружения, привел к дуэли, необходимость участия в которой
была продиктована понятиями дворянской чести, к которым сам Пушкин относился очень
серьезно. Пушкин был убит в возрасте 37 лет.
Традиции Пушкина в литературе продолжил его младший современник
Михаил
Юрьевич Лермонтов.
Ранние произведения Лермонтова - это в основном любовная лирика.
Однако со временем в его поэзию наряду с темой трагичной, несчастной любви входит
гражданская тематика. Известность ему принесло стихотворение «На смерть поэта»,
посвященное гибели Пушкина. За ним последовали «Родина», «Бородино». Как и его великий
предшественник, Михаил Юрьевич в своем творчестве
сочетал романтизм и реализм.
Поэзия
романтического одиночества и противостояния миру нашла отражение в поэмах «Мцыри» и
«Демон». Вершиной лермонтовского реализма считается роман «Герой нашего времени».
Драматургический талант писателя отразила пьеса «Маскарад», написанная в 1835 г.
Дальнейшее развитие литературы было связано с
укреплением позиций реализма.
Важной вехой в этом процессе было творчество
Николая Васильевича Гоголя
(1809-1852) -
писатель так называемой
«натуральной школы»
в русской литературе, т. е. того течения,
которое сейчас принято именовать «
критическим реализмом
». Наследие Гоголя многообразно.