Стр. 175 - 2

Упрощенная HTML-версия

175
Реализм использует возможности видимого подобия предмета для решения более
обширных задач. Реалистический художник не фотографирует действительность, а передает ее
смысл. Точное определение реализма и не может быть дано. Все зависит от того, с какой целью
художник пользуется натуралистическими способами изображения. Изобразить предмет или
сказать о нем - здесь лежит грань между натурализмом и реализмом.
Критический взгляд на объективную реальность подразумевал построение картины
мира
сквозь призму определенной общественной идеи.
В России появились различные
варианты реалистического искусства: от так называемой «натуральной» школы до
обличительного и «идеологического» реализма. Основным направлением второй половины Х1Х
века стал критический реализм, задачей которого было выискивание корней зла, показ
социальных, нравственных и политических проблем в жизни общества, а также положительного
героя, способного вести борьбу с несправедливостью.
Понятие «реалистическое искусство» имеет конкретно-исторический смысл и
обозначает тип культуры. По художественному уровню, и по общественному воздействию, и по
обилию славных имен
русская культура тогда сформировала зрелую систему с четкими
характеристиками.
Русская литература этого периода
является классикой, т.е. она
возвысилась до шедевра. Критик В.В. Стасов в 80-х гг. XIX в. всерьез утверждал, что «настоящее
русское искусство послепетровской России, в самом деле, началось только около 50-х годов. Все
прежнее можно считать... более или менее приличным вступлением».
ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Наиболее яркой, интересной, передовой областью культуры России в XIX в. становится
литература. Ее расцвет во многом был подготовлен деятельностью литераторов XVIII в. Кроме
того, при отсутствии общественной трибуны для обсуждения вопросов национального самосознания,
в условиях закрытости политической жизни 30—50-х г. литература стала единственно возможной
трибуной для формулирования национальной идеи.
К началу столетия в России сформировалась читательская аудитория с развитым
вкусом к серьезной литературе, выход в свет нового произведения воспринимался как событие.
Писатель, поэт стали заметными фигурами в обществе.
Осознание социальной миссии
писателя способствовало установлению тесной связи литературы с передовой освободительной
идеологией. Для русской литературы первой половины XIX в. характерна быстрая смена
художественных направлений. Господствующие эстетические принципы успевали несколько раз
трансформироваться в течение жизни одного поколения.
Завершающим аккордом развития классицизма
в русской литературе явилась
пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума»
(1823 г.), в которой традиции классической комедии
XVIII в. сочетаются, как у Д. И. Фонвизина, с чертами зарождающегося реализма. В начале века
в Европе и в России формируется
романтизм
- течение в литературе и искусстве, для которого
характерен
особый
интерес
к
неординарной
личности,
одинокому
герою,
противопоставляющему себя, мир своей души окружающему миру. Для романтиков в творчестве
главной задачей является не столько точное воспроизведения реальности, сколько создание
«идеала», черты которого обычно придаются главному действующему лицу и отражают
отношения автора к действительности.