Стр. 174 - 2

Упрощенная HTML-версия

174
внутренней противоречивости объективно вело
к правдивому раскрытию реальной сложности
душевного мира человека
в эту переходную историческую эпоху.
Одной из характерных черт русского романтизма была его
тесная связь с
классицизмом.
Роль классицистического наследия в романтизме была противоречивой.
С одной
стороны
, романтизм впитывал в себя ту веру в прекрасную и благородную природу человека,
которая заключалась в
этических и эстетических идеалах высокого классицизма
, во многих
случаях он органически ввел в арсенал своих изобразительных средств
четкость построения
пластической формы, высокое мастерство рисунка и многое другое.
Позитивную роль
наследия классицизма можно обнаружить в формировании творчества тех же Брюллова, Бруни и
Иванова, работы которых воплощают лучшие глубинные свойства русского романтизма
середины века.
С другой стороны
, классицизм, воспринятый только как сумма художественных
канонов,
как привычная, устоявшаяся схема художественного образа, безусловно,
ограничивал творческие возможности художника
середины столетия, в частности
художника-романтика. Порой в творчестве одного живописца или даже в одном его
произведении можно увидеть отраженным это воздействие классицизма во всей его
противоречивости, примером чему может служить полотно Брюллова «Последний день
Помпеи».
В литературе русского романтизма середины столетия судьбы народа, судьбы
общества определяют и судьбу отдельной личности.
Углубление конфликта, в котором
романтический герой находится с обществом, сказывается в том, что в его характере
нарастает замкнутость, в его мироощущении противоречивость, в иных случаях он
обретает отвлеченные черты идеала.
В искусстве множатся образы возвышенных, не
понятых толпой, страдающих героев. В большой мере свойственно это и изобразительному
искусству, в частности портрету. Если мечтательный, внутренне гармоничный герой портретов
Кипренского первого пятнадцатилетия XIX века доброжелательно обращен к зрителю, в котором
он как бы видит чуткого собеседника, то человек в портретах Карла Брюллова более замкнут,
эгоцентричен. Романтический портрет второй трети века больше внимания отдает
противоречивой сложности, многогранности духовного мира человека. Это противоречие
явилось предметом эстетического анализа в художественной культуре разных стран.
Другое направление, оказавшее большое влияние на художественную культуру XIX
века, - это
реализм.
Реализм не имеет ясно выраженного художественного языка, подобно
классицизму или барокко. Художественный язык реализма
ближе всего к понятию
«натурализм», но не исчерпывается им
. Реализм - это вообще не художественный стиль, а
лишь такая
установка сознания, которая за исходную точку принимает внешнюю
реальность, считает ее первичной, а свой внутренний мир - производным от нее.
Стремление адекватно «отразить» внешнюю реальность и толкает художника к
выбору натуралистического художественного языка, чтобы все было «как в жизни». Присущее
реализму стремление охватить явления жизни во всей их полноте определяет
тяготение к
масштабным и эпическим жанрам,
таким как роман, опера, многофигурные живописные
полотна, исторические драмы.
Натуралистическое изображение стремиться к максимально точной, до последней
детали передаче видимого предмета или явления. Парадокс натурализма заключается с том, что
скрупулезно точное изображение живого предмета становиться мертвым, как только точность
будет достигнута. Ведь глаз человека избирательно фиксирует сущность данного предмета. На
зрительное восприятие накладываются художественный и жизненный опыт, ассоциативное
мышление и т.п. Здесь и лежит грань между натурализмом и реализмом.