Стр. 173 - 2

Упрощенная HTML-версия

173
прошлого
- живописью XVII века, проторенессансной и ренессансной художественной
культурой, искусством Древнего Востока.
В русской культуре первой половины XIX века романтизм имеет свою специфику.
Насущным делом для России была борьба с проявлениями феодализма. Именно против
последнего и обращен здесь в основном романтический протест. Поэтому
романтизм, в
ведущих странах Западной Европы подвергший критике просветительские идеалы, в России
выступает очень часто в тесной связи с ними.
Вера в просветительские - в основе своей
буржуазные идеалы разума, прогресса, элементарных прав личности - все это было еще
актуальным в русской общественной жизни первой половины столетия.
Развитие романтических идеалов в русской культуре в этот период проходит
два
достаточно самостоятельных этапа.
Первый из них падает на
первую треть века.
Романтиэм в это время выражает главным образом
национально-освободительные идеи,
порожденные антинаполеоновскими войнами начала столетия. Круг его идеалов в значительной
степени определен и гуманистическим пафосом первого, дворянского периода революционного
движения в России.
В
конец 20-х
40-х
годов в литературе и в изобразительном искусстве более
четки, чем в первой трети века, черты, определяющие романтизм как мировоззрение и
художественную систему:
неприятие существующей действительности и поиски
абсолютного идеала,
который можно было бы ей противопоставить. В определённой мере
находит выражение и та атмосфера подавленности и разочарования, которая воцарилась в
передовых общественных кругах после трагического поражения декабристского восстания, в
обстановке жестокой правительственной реакции и неясности ближайших исторических
перспектив. С этой особенностью романтического мировоззрения связан, в частности,
пристальный интерес к урокам истории.
Одним из проявлений интереса к истории был и
расцвет русской исторической
живописи в 30-х — 50-х годах,
развивающейся под знаком романтизма. В ее основе главным
образом лежит идеалистическое представление об историческом процессе как эволюции
идейных исканий человечества, Художники, пользуясь выражением Гоголя, избирают «сильные
кризисы, чувствуемые целою массою» сюжеты картин чаще всего отражают судьбы целых
народов, порой мысль живописца обращается к самой природе народных движений. Примеры
тому мы можем видеть в творчестве Брюллова, Бруни и Иванова.
Как уже говорилось, важной особенностью романтизма рассматриваемой эпохи
является то, что
в его сфере лежал один из путей развития реализма.
Это обнаруживает себя
отчетливо в романтическом историзме, где в пределах общей идеалистической концепции
происходит развитие элементов объективного постижения исторического процесса. Ярчайший
пример - творчество Александра Иванова. Стремление увидеть историческое событие в
ощущениях и действиях народной толпы заключало в себе новый этап в понимании
закономерностей исторического процесса по сравнению с классицистической концепцией
исторической картины, построенной в основном на утверждении героического подвига
отдельной личности. Чрезвычайно важным для развития реалистического понимания данного
жанра было и то, что отдаленное в веках событие не рассматривалось теперь русскими
живописцами как повод для утверждения того или иного морального тезиса, а вызывало
самостоятельный интерес как своеобразный источник исторического опыта.
Сугубое внимание к национальному прошлому в его характерных чертах, столь
свойственное художникам исторической живописи романтизма, также выводило на путь более
объективного, реалистического раскрытия образов в портрете и в пейзаже. Содержащееся в
романтическом понимании личности представление о ее неповторимой индивидуальности, о ее