Стр. 172 - 2

Упрощенная HTML-версия

172
начитанность в первоисточниках давала обильный материал художественному таланту историка,
любившему из подлинных выражений и образов источника создавать меткие, сжатые картины и
характеристики.
Как в монографических своих исследованиях, так и в «Курсе русской истории»
Ключевский дает своё, строго субъективное понимание русского исторического процесса, ни с
кем не вступая в полемику.
Он утверждает, что
отдаёт предпочтение фактам
политическим и экономическим в силу их методологического значения, а не по их
действительному значению в существе исторического процесса
. По его мнению, главными
факторами развития человеческого общества являются умственный труд и нравственный подвиг.
Все это довольно красноречиво свидетельствует о том, что в XIX веке русская
наука заняла достойное место в рамках мировой науки.
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ XIX
ВЕКА
Художественные искания эпохи были активно направлены против того отжившего,
мертвенно-канонического, что накапливалось в это время в классицизме. Пилюлей против
штампов классицизма в первой трети века стал
романтизм.
Впервые этот стиль в русской
культуре выступил достаточно отчетливо, поэтому о нем следует сказать несколько подробнее.
Романтизм сложился в западноевропейском искусстве на рубеже XVIII —ХЕХ веков.
Романтизм вобрал в себя
идеалы, рожденные освободительным движением народов Европы
против феодализма и национального гнета и, с другой стороны, выражал
разочарование
различных социальных слоев в результатах буржуазного прогресса.
Сущность романтизма была в какой-то мере противоположна классицистским
установкам.
Героем
романтического искусства
становится яркая личность, чей
неповторимый облик не укладывается в рамки общепризнанных образцов мышления и
поведения.
Причём
личность, значительная в силу своих собственных, а не сословных
достоинств.
Это личность находится
в противоречии с окружающей ее реальностью
- таково
исходное положение романтизма.
В сентиментализме тоже прослеживается интерес к личности, её внутреннему миру,
презрение к сословным предрассудкам, но в отличии от него в рамках романтизма идеалом
становится
личность сильная, деятельная, смело отстаивающая свои убеждения в
обществе, даже ценой одиночества.
Здесь нет свойственной сентиментализму хрупкости,
беззащитности и поглощённости личными трагедиями.
Романтики искали воплощения своих идеалов в примерах
активной современной
борьбы за социальную и национальную свободы, в истории человечества, и прежде всего в
истории своего народа
, которую они конечно идеализировали. Обильную пищу дает романтику
и
мир фантастики, сфера религиозных и эстетических идеалов, народных преданий,
девственная природа и жизнь людей, не затронутых цивилизацией.
На этом основан расцвет
в общеевропейском изобразительном искусстве романтизма исторической картины, интерес к
сюжетам, почерпнутым из народного эпоса, к религиозному сюжету, пейзажу, сюжетам,
отражающим экзотику современного Востока. Отсюда же исходит
увлечение искусством